9 мая 2011 года во Львове состоялись массовые стычки между приверженцами ВО «Свобода», милицией и «краснознаменщиками».
Провокацию организовала и поддержала действующая власть, в первую очередь - руководитель львовской ОГА Цимбалюк и руководство областной милиции - ведь именно милиция допустила развертывание огромного красного флага, и именно она защищала и прикрывала провокаторов, не совершая относительно них никаких действий.
Очевидно, решение о таком формате принималось в Киеве - на уровне главы МВД Могилева.
Совместный организатор провокации - ВО «Свобода», в который раз, вопреки запрету суда на массовые мероприятия, дало необходимые «черные фигуры» для провластной игры, своим симметричным действием усилило месседж неокоммунистических маргиналов.
Декораций хватило: и срывание георгиевских лент с коммунистических пенсионеров, и избиение местного «антифашиста» Калинюка, и растоптанный венок генконсула России во Львове Олега Астахова, и стрельба «русскоединого» хулигана, и травмированные фотокорреспонденты, и разбитые окна в автобусах, и массовые стычки с «Беркутом».
В конце концов, этого и надо было ожидать: давно заряженное ружье, которое висело на стене, выстрелило. Только - кто стрелял и в кого попали?
Символичная цель
Ключевой месседж, который хотят донести организаторы провокации: «Галичане против ветеранов Советской армии - посему, они за нацистов».
Им надо в очередной раз вбить клин между населением Западной Украины и остальными украинцами. Им надо снова столкнуть между собой наших дедов в гражданской войне - и неизвестно, не захочется ли им актуализировать лозунг «Победа деда - моя победа» сегодня?
День победы в Львове. Милиция и люди
Второй, вторичный месседж - «коммунисты и свободовцы - братья по разуму». Абсолютно симметричное, можно сказать, синхронное содействие - дополнительное тому подтверждение.
Третье ключевое сообщение, запрятанное в провокации - «Львов - опасен».
Как результат, всеукраинская общественная дискуссия смещена с преступной роли СССР во Второй мировой, с памяти о погибших, с использования символики ВОВ как «фигового листка» терпящего банкротство режима Януковича на неадекватность львовян.
И не важно, что на стороне «Свободы» было всего лишь несколько тысяч людей - разве больше их было под «Цесарским кофе» 30 мая 2000 года, когда толпа после похорон Игоря Билозира била оконные стекла и ломала дверь несчастного гэндэлыка?
Победители
От провокации выиграли пророссийские провокаторы: это - красивая причина набрать молодую активную поросль. Теперь хулиганить можно будет, защищая «память и славу дедов», ощущая за собой моральное право «бить Бандеру» в своем Днепропетровске, Донецке, Одессе или Киеве. Теперь у них есть право на следующий ход «белыми фигурами», на который снова придется реагировать.
Выиграла и Партия Регионов: она подала сигнал «своему» электорату об общих ценностях, отвлекла его внимание от роста цен на товары потребления и коммунальные услуги, на закрытие школ, и втянула их в бескомпромиссную войну за символы, при помощи насилия сделав невозможным адекватный диалог между «сторонами».
Выиграл Кремль: проведена успешная работа для раскола Украины, гуманитарная позиция украинской власти скопировала кремлевскую, а антикоммунизм в который раз сведен к «галичанству». Реваншистский ренессанс СССР пришел и в Украину. Кроме того, картина «врага» для внутрироссийского употребления - снова четкая, как никогда.
Побежденные
Проиграла украинская оппозиция. Сегодняшняя потасовка - это ее 9 марта 2001 года.
Потенциальный социальный протест против власти, который почти созрел, расколот отношением к символам ВОВ, а затем - задушен в зародыше, морально дискредитирован применением насилия. Восток после этого не захочет протестовать вместе с Западом, а Центр отмежуется от одиозных действий львовских радикалов.
Проиграл Львов в целом: он будет успешно ошельмован в украинских, российских и мировых медиа как территория опасности и нетолерантности, где оппозиция так же пренебрегает демократией, как и власть, и где антикоммунизм – настолько же неадекватен, как и его оппонент.
Проиграла ВО «Свобода»: акции под красными флагами успешно состоялись во всех ключевых городах Галиции - Львове, Ивано-Франковске и Тернополе.
Стычки не достигли цели - и не могли их достичь. Даже если «свободовцам» удалось бы победить «беркутовцев», были бы ли сломлены львовские старики-энкавэдисты, которые скоро предстанут пред Божьим судом, выяснением правды и восстановлением справедливости?
Что будет дальше?
Дело относительно массовых волнений откроют «по факту» и либо успешно похоронят, или повесят на кого-то из «свободовцев», таким образом еще сильнее раскручивая их как «единую реальную альтернативу режиму».
Власть нашла хороший повод для усиления «антинационалистической» (а, в сущности, антиукраинской) риторики. Насколько ей удастся раздуть эту истерию и навешать лапшу о своей «объединительной роли» - покажет время, но первый шаг является успешным.
Стрельба в День Победы в Львове
Власть станет более коммунистической, произойдет дальнейшая реабилитация коммунистических символов и практик. Возможно, красные флаги останутся висеть на многих правительственных учреждениях и в дальнейшем, как это произошло, к примеру, в Сумах с государственным архивом, где красный флаг повесили еще за неделю до 9 мая.
Выход есть?
Как можно выйти из замкнутого круга?
Во-первых, это - изменение сознания галичан с локально-галичанского на всеукраинское, переход «ментального Збруча». Это - принятие того факта, что для людей из-за Збруча 9 мая является важной датой, которая болит и сегодня - и празднуется по-советски потому, что никто не смог предложить альтернативный адекватный не-советский формат.
Галичане должны принять факт, что советские воины для людей Большой Украины - «наши», банально потому, что именно в этой армии воевали для ее победы и гибли их родственники. Необходимы уважение и внимание, терпение и последовательность в диалоге.
Во-вторых это - широкое просвещение в центре и на Востоке Украины относительно настоящей сути Второй мировой войны, ее виновников и ее последствий.
Существует вопиющая необходимость «украино-украинского примирения», как говорит Грицак. Внуки ветеранов должны понять, что коммунистическая империя победила нацистскую, но от этого украинцы не перестали быть ее рабами. Сталин и его наследники не прекратили уничтожать украинскую память, язык и культуру. Борьба Холодноярцев и иных атаманов 1920-х годов против коммунизма дает четкое понимание того, чем была альтернативная УПА для людей Центральной Украины.
В-третьих, это - новое качество антикоммунизма, который должен привести к новому Нюрнбергскому трибуналу.
Это - новое качество национализма, гражданский интеллектуальный патриотизм, который станет альтернативой радикалам, потребность которого настолько очевидна в критическое для нашего государства время.
И наконец
Наследие 9 мая 2011 года будет икаться украинцам: запах насилия будет отравлять доверие между украинцами разных убеждений как минимум еще несколько лет.
Тогда режим Януковича деградирует до полного кадрового, экономического и символьного банкротства, забрав с собой в эмиграцию, кроме украденных миллиардов, сентименты по умершей Империи, построенные костями ее убитых, погибших и уничтоженных рабов.
Культ сталинской победы обанкротится вместе с режимом, освободив место для оказания почестей погибшим и для обычной человеческой памяти.
Советский патриотизм отомрет, как отмер патриотизм царской России или Австро-Венгерской империи, и останется делом лишь узкого круга идеологических фанатов и исторических реконструкторов. А наше прошлое не будет нашим будущим.
Перевод: Антон Ефремов