Не секрет, что в последние годы я стал довольно пессимистично смотреть на развитие российско-американских отношений. Тем приятнее было выйти сегодня с чувством растущего оптимизма из Центра американского прогресса, где выступал помощник госсекретаря по политическим делам Уильям Бернс (William Burns). Он отметил, что прилив антиамериканских настроений, бушевавший в умах российской общественности, пошел на убыль благодаря смене тона общения, заданного курсом администрации Обамы на «перезагрузку». С другой стороны, он признал, что, хотя тенденции и благоприятны, их необходимо поддерживать, а прогресс в направлении предотвращения скатывания отношений в новую «холодную войну», хотя и реален, но пока не очень надежен.
Бернс изложил великие планы на будущее и подчеркнул важность расширения слабеющих российско-американских экономических связей. Энергетическая безопасность, рост двусторонней торговли и инвестиций, совместная работа по недопущению распространения ядерных вооружений, совместное развертывание систем противоракетной обороны — все эти различные пункты, перечисленные множеством комитетов, созывавшихся для укрепления связей между Вашингтоном и Москвой. Гораздо более важно, однако, то, что это было озвучено с такой ясностью и весомостью высокопоставленным представителем внешнеполитической команды администрации. Кроме того, был ясный сигнал, что президент Дмитрий Медведев и другие официальные лица вполне могут стать теми партнерами, которые нужны администрации Обамы для движения в направлении достижения этих целей.
Но есть небольшая проблема. Бернс высказался, но убедят ли его слова конгрессменов? Возможно, это выяснится прямо сейчас, ведь со следующей речью он поехал выступать в комитет вооруженных служб при сенате. Если законодательная власть этого не одобрят, то у исполнительной власти руки останутся связанными, потому что многое из того, что призвал сделать Бернс, потребует совершения некоторых действий Конгрессом.
Вот что он должен сделать: ратифицировать новый договор START; отменить поправку Джексона—Вэника, из-за которой между Америкой и Россией до сих пор нет нормальных торговых отношений; одобрить соглашение номер 123 с целью быстрого старта программы ядерного сотрудничества между странами; наконец, дать добро множеству различных программ. Я был заинтригован, когда Бернс назвал сферу противоракетной обороны, ранее бывшую одним из камней преткновения при взаимодействии с Россией, возможным полем для преобразований; Бернс отметил, что и США, и Россиия провели подробное изучение и испытание противоракетных систем и что обеим сторонам «есть чему поучиться друг у друга». Но будет ли Конгресс заинтересован в реализации совместных проектов?
Понадобится длительная осмысленная работа администрации, чтобы расчистить барьеры, стоящие на пути к улучшению отношений. Смогут ли президент, вице-президент и госсекретарь убедить своих бывших коллег по Конгрессу отменить поправку Джексона—Вэника, повторяя аргумент Бернса, что она «давно пережила свое первоначальное назначение», в то время как конгрессмены подготовили длинный список жалоб на Россию? Пройдет ли новый договор START через сенат без сложного процесса ратификации? Готова ли команда Обамы сказать, что Вашинтон в целом удовлетворен направлением, в котором движется Россия, несмотря на значительную обеспокоенность в связи с успехами этой страны на ниве соответствия критериям в области соблюдения прав человека?
Медведев, похоже, считает, что с Обамой можно иметь дело, и Россия, заняв более конструктивную позицию в отношении тревожности США, в особенности в том, что касается Ирана и доступа к Афганистану, сможет получить существенную выгоду. Испытанием для команды Обамы станет попытка донести те же доводы до Конгресса и доказать, что интересы Америки нужно обеспечивать так же.
Вскоре после первых встреч Джорджа Буша-младшего с Владимиром Путиным в 2001—2002 годах тоже имела место вспышка оптимизма и надежд на фундаментальное преобразование отношений между США и Россией. Но эти надежды погибли, столкнувшись с суровой политической реальностью в обеих столицах. Придут ли к успеху Медведев с Обамой? Бернс сегодня изложил основы того, как это можно сделать. Посмотрим, удастся ли что-то выстроить на этом фундаменте.
Николас Гвоздев, старший редактор издания The National Interst, читает курс национальной безопасности в колледже военно-морского флота США. В статье излагается исключительно его личная точка зрения.