Стремясь заручиться поддержкой международных санкций против Ирана, администрация Обамы пошла на две уступки Москве: Белый дом снял американские санкции против предприятий российского ВПК и согласился не налагать запрет на продажу российских зенитных батарей Тегерану.
В пятницу администрация отменила санкции против российского государственного агентства по экспорту вооружений и трех других предприятий, которые ранее обвинялись в передаче стратегических технологий или вооружений Ирану. Этот шаг был сделан всего через три дня после того, как Соединенные Штаты и Россия согласовали пакет санкций ООН против Ирана.
Представители России и США также заявили в пятницу, что хотя резолюция ООН наложит запрет на продажу Ирану многочисленных видов оружия, она не помешает Москве завершить сделку по продаже Тегерану зенитных батарей С-300 в рамках приостановленного, но не аннулированного контракта. Высокотехнологичная система может помочь Ирану сбивать американские или израильские боевые самолеты, если те попытаются разбомбить его ядерные объекты.
Действуя под сильным давлением со стороны США, Россия изобретательно находила множество причин, чтобы отложить поставку систем. Высокопоставленный американский чиновник сказал в пятницу, что другие положения резолюции по санкциям, в которых страны призывают проявлять осмотрительность по поводу своих поставок в Иран, позволят Вашингтону и дальше убеждать Россию не поставлять системы С-300. Неудовлетворенный подобным положением дел Иран объявил недавно, что разрабатывает схожую систему противовоздушной обороны, которая будет производиться внутри страны, однако эксперты говорят, что на это потребуются годы.
Уступки являются очередным шагом в рамках усилий президента Обамы по налаживанию новых связей с Россией после многих лет взаимного недоверия. В прошлом месяце г-н Обама подписал с Россией новое соглашение по контролю над вооружениями, а в этом месяце он возродил соглашение по мирному атому, положенное под сукно после российской войны с Грузией. Критики г-на Обамы считают, что его решение реструктурировать европейскую систему ПРО, принятое в прошлом году, также является жестом в сторону Москвы, хотя президент и отрицает это.
Последние шаги вызвали свежий шквал критики от законодателей и экспертов по национальной безопасности, заявивших, что администрация отдает слишком много и получает слишком мало в ответ. На этой неделе двухпартийная группа в Конгрессе начала законодательную кампанию, призванную заблокировать решение администрации восстановить соглашение о мирном атоме.
Чиновники администрации говорят, что эти шаги являются оправданными жестами доверия, отражающими улучшение в отношениях. Они говорят, что решение снять санкции против российских компаний стало не прямой уступкой за поддержку в ООН, но отражением растущего доверия. Они добавляют, что Россия частично заслужила это доверие, приостановив продажу С-300.
«Мы наблюдаем сдвиг в российском отношении по поводу военной поддержки Ирана, и символом этого является решение отложить поставки С-300, - сказал представитель Госдепартамента США Филипп Краули (Philip J. Crowley). – Это была не «услуга за услугу» - тот факт, что Россия улучшила свое поведение в отношении Ирана, вселил в нас уверенность, чтобы предпринять эти шаги».
Еще один высокопоставленный чиновник, участвовавший в обсуждениях, но вынужденный комментировать анонимно, сказал, что администрация хотела бы запретить продажу С-300, но посчитала, что существует взаимопонимание с Россией о том, что та не будет проводить сделку. Что же касается санкций, снятых с российских компаний, он сказал, что срок действия некоторых из них уже и так истек, да и вообще, отказ от них гораздо менее важен, чем резолюция ООН.
«Мы получили важный инструмент для проведения нашей политики с Ираном, - сказал чиновник. – По сравнению с тем, от чего мы отказались, мне кажется, что мы в довольно хорошей ситуации – несомненно, в лучшей, чем мы были в январе 2009».
Но эти шаги подверглись критике со стороны обеих партий. Дэвид Крамер (David J. Kramer), ответственный за политику в отношении России в Госдепартаменте президента Джорджа У. Буша, заявил, что уступки являются «преждевременными и неоправданными» без твердых обязательств не передавать Тегерану С-300. «Передача Россией этих ракет будет гораздо значительней с отрицательной точки зрения, чем российский голос, поданный за смягченную резолюцию, - сказал он. – Давайте не забывать, что Россия поддержала три предыдущих раунда резолюций и не получила «награды» за те голосования».
Джон Болтон (John R. Bolton), бывший при г-не Буше действующим представителем США в ООН, заявил, что российский министр иностранных дел Сергей Лавров одержал верх над командой Обамы. «Он почувствовал отчаяние администрации Обамы по поводу этой резолюции и, вероятно, получил все, что только можно, - сказал он. – Единственный вопрос в том, что еще он получил, о чем мы не знаем».
Конгрессмен Адам Шифф (Adam B. Schiff), демократ из Калифорнии и сопредседатель группы по ядерной безопасности, заявил, что общая тенденция российско-американских отношений позитивна, но что он не уверен в том, что Москва согласилась на достаточно жесткие санкции ООН, чтобы оправдать уступки, на которые пошли США.
«Очевидно, что Россия назначила огромную цену за свое сотрудничество по иранским санкциям в Совете безопасности ООН», - заявил он в интервью. По поводу С-300 он сказал следующее: «Тяжело понять, зачем им настаивать по этому поводу, если они не собираются осуществить поставки».
Конгрессмен Эдвард Марки (Edward J. Markey), демократ из Массачусетса, предложил в четверг закон, призванный отвергнуть соглашение по мирному атому. «Я считаю, что Россия продолжает поддерживать ядерную программу Ирана, - сказал он, указав в качестве примера на построенную Россией атомную электростанцию в Бушере, запуск которой планируется на этот год. – Россия продала Ирану передовые обычные вооружения и системы противоздушной обороны».
Но чиновники администрации говорят, что нет никаких доказательств текущей передачи вооружений и технологий с участием компаний, санкции против которых были сняты в пятницу. Государственное агентство по экспорту вооружений «Рособоронэкспорт» попало под санкции в 2008 году за продажу вооружений Ирану, в то время как санкции против Московского химико-технологического университета им. Менделеева, Московского авиационного института и Тульского КБ приборостроения были введены в 1999 году.
В начале этого года администрация уже сняла санкции с двух других российских организаций – «Главкосмоса» и Балтийского государственного технического университета, которые изначально попали в «черный список» в 1998 году за помощь иранским программам по разработке ракет и вооружений.