Несколько дней назад Белый дом опубликовал новую стратегию национальной безопасности, разработанную администрацией Барака Обамы, в которой основными угрозами традиционно были названы международный терроризм, ситуация в Ираке и Афганистане, ядерные программы Ирана и Северной Кореи.
Для нейтрализации вышеупомянутых вызовов, в отличие от стратегии безопасности Джорджа Буша, было представлено совершенно новое видение. В будущем США будут делать ставку на «мягкую силу» - дипломатию и согласованные действия с иностранными партнёрами. Решение о применении военной силы будет приниматься только в крайних случаях, когда все другие средства будут исчерпаны.
По мнению Обамы, «слишком многие в сегодняшнем мире ассоциируют Соединённые Штаты с войной», что не соответствует интересам его страны. Данное заявление президента является совершенно справедливым. Дело в том, что, начиная с 2002 года и до президентства Обамы, США руководствовались доктриной безопасности, разработанной Джорджем Бушем, согласно которой Вашингтон противостоял международным вызовам фактически с позиций «одинокого волка». Тогда администрация страны полагала, что может проводить эффективные военные операции в Ираке и Афганистане, опираясь на собственные силы, и получать при этом безусловную поддержку со стороны своих союзников.
К сожалению, события стали развиваться по-другому. Несмотря на огромные человеческие и материальные потери, военные операции в Ираке и Афганистане, начатые международной коалицией под предводительством США, не дали желаемых результатов. За этим последовала острая критика действий Вашингтона со стороны политических кругов как США, так и ведущих западных стран, входящих в состав международной коалиции. Дело дошло до весьма чувствительного противостояния между странами-членами НАТО в связи с приоритетами альянса.
Видимо, администрация Обамы хорошо проанализировала ошибки, допущенные предыдущей администрацией, и представила новое видение вопросов национальной безопасности уже через полтора года после выборов. Прежде всего, в этих новых подходах подразумевается то, что США не станут действовать с позиций единоличного мирового лидера и будут разрабатывать стратегически важные планы в политической, экономической и военной сферах совместно со своими союзниками.
Госсекретарь США Хиллари Клинтон назвала новую национальную политику «умной силой», при которой Вашингтон в будущем во всех значительных вопросах будет ориентирован на совместные действия со своими партнёрами.
Заявления высших руководителей США свидетельствуют о том, что Вашингтон в борьбе с глобальными проблемами предлагает внести свой непосредственный вклад как странам НАТО, так и другим союзникам. Если говорить точнее, новая стратегия США подразумевает для всех партнёров равные обязанности и ответственность, в том числе и в виде материальных ресурсов, в вопросах борьбы с международным терроризмом и нейтрализации других угроз.
Не является случайным и то обстоятельство, что обнародованию плана новой доктрины национальной безопасности предшествовала презентация пакета по реформированию НАТО, который был разработан по инициативе Вашингтона, при участии экспертных групп почти всех ведущих мировых исследовательских центров, под руководством бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт.
Подобно концепции безопасности, разработанной администрацией США, одним из главных приоритетов реформирования НАТО является внедрение единых механизмов по разработке экономической и военной политики для всех членов альянса. Это означает то, что Вашингтон всем субъектам НАТО, которые должны обеспечивать в мире демократию и безопасность, раздал «капитанские повязки» и назвал их лидерами организации.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что администрация Барака Обамы превратила реформирование НАТО и разработку собственной стратегии безопасности в единый процесс, что в будущем может иметь отрицательные политические последствия для России. В первую очередь из-за того, что успешная реализация новых планов администрации США будет способствовать превращению НАТО в такую организацию, где Вашингтон не будет играть роль «плохого парня», который игнорирует мнение своих партнёров. Более того, можно смело говорить о том, что со стороны США это станет беспрецедентным случаем удовлетворения амбиций ведущих стран альянса. Взамен этого США реально смогут сформировать гибкие и эффективные партнёрские отношения внутри альянса, увеличить степень доверия к себе со стороны его членов и вновь заручиться поддержкой таких стран, как Франция и Германия.
Следовательно, успешная модернизация НАТО под руководством США заметно ослабит усилившееся за последнее время политическое влияние России в Центральной и Восточной Европе.
Кроме того, в новой концепции безопасности США есть вопрос, который может нанести серьёзный ущерб интересам Российской Федерации. Речь идёт о более значительном и эффективном использовании научно-технического потенциала. По словам Обамы, «участвуя в нынешних войнах, мы не должны упускать из виду те горизонты, которые открываются за ними. Для того чтобы приблизиться к ним, надо проводить стратегию национального обновления и глобального лидерства, что поможет процессу восстановления основных сил и влияния США. Тот, кто станет лидером в производстве чистой энергии и новых технологий, станет и лидером мировой экономики». Именно это является одним из основных приоритетов стратегии Вашингтона, которая уже осуществляется и приносит свои результаты. После того, как по инициативе Обамы началось осуществление пятилетнего плана по переводу автомобильного сектора США с бензиновых и дизельных двигателей на альтернативные (на данный проект было выделено несколько миллиардов долларов США), прошло полтора года, и по всему миру распространилась новая значительная информация: президент издал указ об отмене моратория на добычу нефти с месторождений на территории страны.
Почему? Именно потому, что президенту, видимо, доложили о том, что процесс создания альтернативного двигателя идёт высокими темпами, и нет смысла в сохранении больших запасов нефти. В результате этого, США начали осваивать собственные месторождения, то есть перешли на использование собственного топлива. По мнению специалистов, через пять лет импорт нефти из Саудовской Аравии в США сократится на 60% (США являются основным потребителем саудовской нефти), что в будущем вызовет резкое падение цены на нефть. А удешевление нефти для страны с сырьевой экономикой, которой является Россия, может оказаться смертельным ударом.
Трудно представить, что Россия (которая опутана коррупционной сетью премьера Путина) посредством декларированной президентом Медведевым псевдомодернизации, сможет осуществить такое развитие собственной экономики, при котором сможет избавиться от зависимости от мировых цен на нефть. Исходя из этого, развитие альтернативных видов энергии и передовых технологий в США, в перспективе каких-нибудь 5-10 лет, создаст для жизнеспособности российской экономики и, следовательно, для её государственности, непосредственную угрозу.
Можно сказать, что приоритеты новой доктрины национальной безопасности США, установление равноправных партнёрских отношений в рамках НАТО, формирование альянса в качестве единого политического организма, развитие передовых технологий – всё это в корне противоречит интересам мечтающего о восстановлении Советского Союза Кремля. Новая политика национальной безопасности, названная Хиллари Клинтон «умной силой», последовательно, безо всяких громких заявлений, действительно угрожает России!