ВАШИНГТОН - Соединенные Штаты договорились в четверг об обмене арестованных в прошлом месяце 10 российских агентов на четырех находящихся в заключении в России людей, которые якобы поддерживали контакты с западными разведслужбами. Тем самым эпизод, грозивший подрывом отношений между двумя странами, был быстро подведен к своему завершению.
10 законсервированных агентов признали себя виновными в преступном сговоре, назвав федеральному судье в Манхэттене свои подлинные имена. Все 10 получили тюремные сроки, которые они уже отбыли, и все должны быть переданы российской стороне в рамках договоренности, по которой Москва освободит четырех российских заключенных, трое из которых отбывают длительные сроки наказания, будучи осужденными за измену и шпионаж.
Стремительное завершение этого дела (а русских агентов должны были в четверг вечером вывезти автобусом в нью-йоркский аэропорт и отправить из страны) спустя всего 11 дней после ареста вызывает воспоминания о торге в духе холодной войны, но одновременно демонстрирует новый стиль взаимоотношений между Вашингтоном и Москвой. Президент Обама превратил "перезагрузку" российско-американских отношений в высший приоритет во внешней политике, и спокойное сотрудничество в рамках урегулирования шпионского скандала показывает, что Кремль также высоко ценит потепление в отношениях.
"Достигнутое нами сегодня соглашение обеспечивает успешное разрешение этой проблемы для Соединенных Штатов в соответствии с нашими интересами". Такое заявление сделал генеральный прокурор США Эрик Холдер-младший (Eric H. Holder).
Спустя несколько часов после слушаний в суде Кремль объявил, что президент Дмитрий Медведев подписал помилование четырем заключенным, которых Россия считает шпионами, и что каждый из них подписал заявление с признанием своей вины.
Кремль назвал их имена: специалист по проблемам контроля вооружений Игорь Сутягин, проведший в заключении 11 лет; полковник российской военной разведки Сергей Скрипаль, приговоренный в 2006 году к 13 годам лишения свободы за шпионаж на Британию; бывший агент службы внешней разведки России Александр Запорожский, отбывший семь из восемнадцати лет заключения, а также бывший майор КГБ Геннадий Василенко, арестованный в 1998 году за контакты с сотрудником ЦРУ.
Российское министерство иностранных дел заявило, что данная договоренность стала результатом потепления в отношениях между Вашингтоном и Москвой. "Эта акция была осуществлена в общем контексте улучшения российско-американских отношений, - говорится в заявлении, - Данная договоренность дает основание рассчитывать, что курс, согласованный руководством Российской Федерации и США будет последовательно реализовываться на практике, и что попытки сбить стороны с этого курса не увенчаются успехом".
Белый Дом все вопросы к нему направил в министерство юстиции, назвав это делом правоохранительных органов. Однако глава президентской администрации Рам Эмануэль (Rahm Emanuel) сказал, что президент был в полной мере в курсе принимаемых решений во время работы над ними. По словам Эммануэля, это дело показало, что Соединенные Штаты сохраняют бдительность даже в условиях улучшения отношений. "Это служит четким сигналом не только для России, но и для других стран, что мы следим за ними", - заявил он, выступая в программе телеканала PBS "NewsHour".
Это сенсационное дело, прямо как из шпионского романа – с невидимыми чернилами, тайниками с деньгами и рыжеволосой красавицей, чьи романтические похождения раскопали таблоиды - завершилось драматической развязкой в суде.
10 обвиняемых сидели на скамье присяжных, а их адвокаты и обвинители заполнили зал суда. Часть русских агентов была в тюремных робах поверх оранжевых маек, а кто-то надел обычную одежду. Наталия Переверзева, например, известная как Патрисия Миллз, сидела в суде в джинсах и темном свитере.
Обвиняемые мало общались друг с другом. Некоторые выглядели мрачными. Одна из них, Вики Пелаес, похоже, плакала, жестами обращаясь к сыновьям в конце судебного заседания.
В какой-то момент судья Кимба Вуд (Kimba M. Wood) попросила каждого из этой десятки назвать свои настоящие имена.
Первым поднялся человек, известный как Ричард Мерфи, который жил с женой и двумя детьми в Монклере, штат Нью-Джерси. Он сказал, что его зовут Владимир Гурьев.
Затем поднялась его жена. "Мое настоящее имя Лидия Гурьева", - сказала она.
Все, кроме трех – Анны Чапмэн, Михаила Семенко и Пелаес – жили в США под вымышленными именами.
Все 10 признали себя виновными в том, что действовали в США в качестве агентов иностранного государства без соответствующей регистрации. Суд заявил, что более серьезные обвинения в преступной деятельности и отмывании денег, которые были предъявлены восьми обвиняемым, будут с них сняты. В шпионаже этих людей не обвиняли, очевидно, по той причине, что они не получали никакой секретной информации.
Все они дали согласие никогда не возвращаться в Соединенные Штаты без разрешения генерального прокурора. Они также согласились вернуть все деньги от публикаций материалов о их шпионской деятельности, о чем говорится в сделке между судом Манхэттена и обвиняемыми о признании ими своей вины. Некоторые из них также согласились отказаться от прав владения собственностью в США, включая недвижимость.
Прокурор Майкл Фарбиарц (Michael Farbiarz) заявил судье, что хотя российские представители встречались с обвиняемыми, они не принуждали их признать свою вину и не подталкивали их к этому. Защита с ним согласилась.
Однако один из адвокатов по имени Джон Родригес (John M. Rodriguez) сказал, что российские представители давали некие обещания его подзащитной Пелаес. Вместе с тем, он заверил судью, что это не были призывы к Пелаес признать себя виновной. По его словам, Пелаес было сказано, что по прибытии в Россию она может уехать в Перу или в любую другую страну. Ей было обещано бесплатное жилье в России, пожизненное пособие в 2000 долларов, а также визы для двух ее детей.
Пелаес официально не проходила шпионскую подготовку, отметил ее адвокат. Он также сказал, что у нее нет желания уезжать в Россию в рамках обмена. "Я знаю, что мы последними подписали признание вины", - сказал Родригес после прошедшего в четверг судебного заседания.
Среди обвиняемых было несколько семейных пар с детьми. Американские власти заявили после судебного процесса, что дети могут покинуть Соединенные Штаты вместе со своими родителями.
Самой узнаваемой из этих агентов была Анна Чапмэн, у которой была собственная риэлторская фирма, и которая обрела скандальную известность после того, как желтая пресса всего мира опубликовала хронику ее сексуальной жизни и перепечатки фотографий в откровенных нарядах.
Представители администрации, согласившиеся говорить анонимно в связи с деликатностью данного вопроса, не сказали, кто первым предложил произвести обмен, но отметили, что посчитали эту мысль полезной. "Мы не видим каких-то значительных преимуществ для национальной безопасности в дальнейшем содержании их под стражей", - сказал один представитель. Он добавил, что у некоторых из четырех освобождаемых россиян плохое состояние здоровья.
Другой американский представитель, который не был уполномочен говорить по данному вопросу, сказал, что большая часть переговоров проводилась по каналам разведслужб, в частности, между директором ЦРУ Леоном Панеттой и директором российской Службы внешней разведки Михаилом Фрадковым.
Этот представитель заявил, что американская сторона решила – "мы можем обменять этих агентов, которые в действительности не в состоянии сказать нам ничего такого, чего мы не знаем, на людей, которые не прекращали борьбу за свое освобождение в России".
Это дело о шпионской сети вызвало в Вашингтоне споры по поводу попыток сближения Обамы с Россией в момент, когда он пытается убедить Сенат ратифицировать новый договор СНВ, подписанный им весной с Медведевым.
"Урок здесь таков: эта администрация, может и пытается перезагрузить взаимоотношения, но я совсем не уверен, что русские тоже намерены это делать, - сказал республиканец, член палаты представителей от штата Мичиган Питер Хекстра (Peter Hoekstra), входящий в руководство комитета по разведке, - они попались".
Бывший заместитель госсекретаря в администрации президента Джорджа Буша Дэвид Крамер (David J. Kramer) задается вопросом о том, не могла ли администрация добиться более выгодных условий сделки. "Белый Дом рискует показаться чрезмерно готовым замести проблемы под ковер", - сказал он.
Но сторонники администрации отмечают, что шпионский скандал не должен подрывать двусторонние отношения и поддержку подписанному договору. Бывший участник переговоров по контролю вооружений Ричард Берт(Richard R. Burt), который ныне возглавляет выступающую за разоружение организацию Global Zero, отмечает, что Соединенные Штаты ратифицировали договоры и во времена холодной войны, когда две державы активно проводили разведывательную деятельность друг против друга. "Ни один договор по вооружениям, включая и новое соглашение СНВ, не основаны на доверии", - сказал Берт.
С участием Эллен Барри (Ellen Barry), Скотта Шейна (Scott Shane), Чарли Сэвиджа (Charlie Savage) и Колина Мойнихан (Colin Moynihan).