Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Госдепартамент заявляет: нарушение положений СНВ Россией не имеет значения

У Маккейна свое мнение по ядерному договору.

© коллаж ИноСМИамериканская империя
американская империя
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В секретном докладе Госдепартамента Конгрессу говорится, что возможные нарушения Россией условий нового договора по сокращению ядерных вооружений не будут иметь особого значения благодаря мощи ядерных сил США. Республиканцы в Сенате ставят под сомнение саму необходимость заключать договор.

В секретном докладе Госдепартамента Конгрессу говорится, что возможные нарушения Россией условий нового договора по сокращению ядерных вооружений не будут иметь особого значения благодаря мощи ядерных сил США.

Однако высокопоставленный представитель Республиканской партии из сенатской комиссии по делам вооруженных сил во вторник задал ряд вопросов командующему ядерными силами США по поводу времени и издержек, связанных с переговорами по договору СНВ на тот случай, если Москва нарушит условия этого соглашения, из-за ратификации которого предстоит тяжелая борьба в Сенате.

В докладе Госдепартамента от 12 июля о проверках в рамках контроля вооружений утверждается, что благодаря условиям нового договора СНВ "потенциальные выгоды, которые может извлечь Россия из нарушения или выхода из этого договора, кажутся сомнительными".

Благодаря достаточности американских ракетно-ядерных сил наземного и морского базирования, а также стратегической бомбардировочной авиации "любой российский обман по договору будет иметь мало, или вообще не будет иметь никаких последствий для гарантированного второго удара стратегических сил США", говорится в несекретном разделе доклада, который удалось получить газете Washington Times.

"В дополнение к финансовым и международным политическим последствиям таких действий, любой российский руководитель, помышляющий о нарушении или выходе из нового договора СНВ, должен будет задуматься о том, что Соединенные Штаты в рамках этого соглашения сохранят возможность для "загрузки" большого количества дополнительных ядерных боезарядов на бомбардировщики и ракеты, что позволит им нанести своевременный и чрезвычайно мощный ответный удар", - отмечается в докладе.

Новый договор обеспечит "лучшее понимание" российских ядерных сил, и в докладе отмечается, что разведывательные спутники и прочие средства технической разведки обнаружат факты нарушений договора русскими.

Этот доклад был представлен в момент, когда Госдепартамент готовится к передаче в Конгресс нескольких запоздавших отчетов, где, как ожидается, будут продемонстрированы многочисленные случаи нарушений русскими договоров по контролю вооружений, в том числе, соглашения СНВ-1 от 1991 года, срок действия которого истек в декабре.

Кроме того, аналитики из американской разведки в "национальной разведывательной оценке" договора СНВ выразили определенные сомнения относительно возможности выявления российских нарушений.

Сенатор-республиканец от Аризоны и высокопоставленный член комиссии по делам вооруженных сил Джон Маккейн спросил командующего американским Объединенным стратегическим командованием генерала Кевина Чилтона (Kevin Chilton), согласен ли тот с заявлением из доклада Госдепартамента о том, что российские нарушения договора СНВ не будут иметь больших последствий.

"Да, я с этим согласен", - сказал генерал Чилтон.

"Ну, тогда, генерал, у рядового наблюдателя возникает вопрос. Если такие нарушения не будут иметь больших последствий, к чему вообще было заключать договор?" – спросил Маккейн.

"Я всегда верил во все договоры, в работе над которыми мне за последние 28 лет приходилось участвовать, генерал; я верил, что обман имеет значение и имеет последствия. А если мы говорим, что нарушения будут иметь мало, или вообще не будут иметь никаких последствий, это значит, что мы зря потратили уйму денег и времени на переговоры", - сказал сенатор.

После этого генерал Чилтон разъяснил свои заявления и сказал, что нарушения все же будут иметь последствия. Однако он отметил, что "у нас хорошие позиции по договору", и что "значительные нарушения" будут обнаружены.

По условиям договора американские и российские ядерные силы будут сокращены до 1550 боезарядов. В ядерных силах США этими боезарядами будут оснащены 420 ракет Minuteman III с одной боеголовкой, 14 подводных лодок-ракетоносцев с 240 ракетами Trident II, плюс к этому 60 боезарядов будут нести на своем борту бомбардировщики В-2 и В-52.

Сенатор-республиканец от штата Миссури Кристофер Бонд (Christopher S. Bond), занимающий пост заместителя председателя специального сенатского комитета по разведке, заявил, что согласен с Маккейном.

Бонд подверг критике спешку с ратификацией договора, и отметил, что Конгресс должен сначала как следует изучить ту оценку, которую дают договору разведслужбы, и вопрос об отсутствии механизма проверок, который необходим в целях недопущения нарушений договора русскими. "Администрация ведет нас по опасному пути", - заявил Бонд.

Ранее во время слушаний главный помощник заместителя министра обороны по политическим вопросам Джеймс Миллер (James Miller) также давал показания по вопросу российских нарушений. Он сказал: "На живучесть и соответствие требованиям американских подводных лодок в походе и бомбардировщиков на дежурстве не повлияют даже крупномасштабные нарушения".

"Конечно, это не значит, что российские нарушения или выход из договора вероятны, и что они приемлемы", - отметил Миллер.

По его словам, при появлении признаков нарушений русскими договора этот вопрос будет рассматривать американо-российская комиссия. Если вопрос не будет урегулирован, это может повлечь за собой другие, не оговоренные меры, сказал он.

Сенатор-республиканец от Аризоны Джон Кил (John Kyl) поднимал вопрос о нарушениях русскими режима контроля вооружений в октябре, когда выступал в Сенате с речью.

По словам Кила, Россия нарушила договор СНВ от 1991 года, создав новую ракету СС-27 с разделяющимися головными частями, которая прошла испытания в мае 2007 года.

Как отметил сенатор, эта ракета показала, что "русские нарушают договор СНВ – если не по букве, то как минимум по духу, превращая одну из имеющихся у них ракет, "Тополь-М", в вариант с разделяющимися головными частями".

Российские власти отрицают, что они нарушают договор СНВ.

Тем не менее,  Россию и Советский Союз до нее неоднократно обвиняли в нарушениях договоров о контроле вооружений, о которых сообщается в ежегодных докладах Конгрессу и в прочих государственных отчетах.

Одним из самых серьезных отмеченных нарушений договора стало строительство Россией крупной радиолокационной  станции противоракетной обороны под Красноярском, что противоречило условиям договора по ПРО от 1972 года. После распада Советского Союза в 1991 году Москва признала, что этот радар был развернут в нарушение договора по ПРО.

Последний ежегодный доклад Госдепартамента о соблюдении режима контроля вооружений датирован 2005 годом. В нем отмечается, что перед Москвой в рамках соглашения СНВ от 1991 года был поднят "целый ряд давно уже существующих вопросов, связанных с соблюдением договора". Среди них невозможность проверки того, превышает или нет Россия предусмотренный договором количественный предел боезарядов; отказ Москвы отчитаться о мобильных межконтинентальных баллистических ракетах; ее нежелание разрешить проведение измерений ракетных контейнеров и предоставлять данные по ракетным испытаниям.

Ежегодные отчеты о соблюдении договора с 2006 по 2010 годы были представлены в Сенат на прошлой неделе, и представитель Госдепартамента заявил, что их несекретные версии будут опубликованы в ближайшее время.

Бывшая сотрудница Госдепартамента Паула Де Саттер (Paula De Sutter), отвечавшая за вопросы контроля вооружений и работавшая над составлением отчетов, сказала в октябре корреспонденту Washington Times, что после опубликования отчетов станет ясно: Москва "не выполняет целый ряд условий договора СНВ".

Бывший заместитель госсекретаря по контролю вооружений Роберт Джозеф (Robert G. Joseph) заявил 24 июня членам сенатского комитета по международным отношениям, что в положениях договора о проверках имеются "значительные прорехи" в отношении наблюдения за российскими ядерными силами.

"Принцип "доверяй, но проверяй" был нормой на протяжении 20 с лишним лет, - сказал Джозеф, - соответствует ли новый договор СНВ данной норме – это большой вопрос".

Сенатор-демократ от Мичигана Карл Левин (Carl Levin), возглавляющий комитет по делам вооруженных сил, сказал во время слушаний, что договор "обеспечивает проверку".

Однако Маккейн заявил: "У многих из нас имеются опасения по поводу методов проверки выполнения нового договора СНВ, его ограничивающего воздействия на противоракетную оборону, и сопутствующего плана модернизации нашего ядерного арсенала и средств доставки ядерного оружия".