Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Цветы перезагрузки

© Reutersкнопка перезагрузки
кнопка перезагрузки
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Весь этот год я весьма скептически относился к хваленой "перезагрузке" администрации Обамы в отношениях с Россией. Однако в октябре 2010 года картина выглядит иначе. И Барак Обама, и Дмитрий Медведев наращивают тот фундамент, который они заложили во время своей встречи в Москве в 2009 году, и осознанно принимают такие решения, которые помогают отложить или убрать на второй план кажущиеся неразрешимыми проблемы.

Весь этот год я весьма скептически относился к хваленой "перезагрузке" администрации Обамы в отношениях с Россией. В январе этого года я писал: "Проблема проста: сегодня налицо не только несовпадение многих интересов России и Америки; политические реалии в обеих странах работают против любого эффективно развивающегося партнерства". Мои пессимистические взгляды были основаны на оценке траектории американо-российских отношений за последнее десятилетие, изложенной в работе “‘Resetting’ Relations between the U.S. and Russia” (Перезагрузка отношений между США и Россией), которую я написал в соавторстве с Даной Струкман (Dana Struckman). В этой работе мы сделали вывод, что сохраняющийся "багаж" во взаимоотношениях исключает любые "внезапные и быстрые преобразования" в отношениях между Вашингтоном и Москвой.

Однако в октябре 2010 года картина выглядит иначе. И Барак Обама, и Дмитрий Медведев наращивают тот фундамент, который они заложили во время своей встречи в Москве в 2009 году, и осознанно принимают такие решения, которые помогают отложить или убрать на второй план кажущиеся неразрешимыми проблемы, отравлявшие американо-российские отношения в заключительный период правления администраций Джорджа Буша и Владимира Путина. Оба президента решили прояснить то, что Струкман и я назвали "сбивающими с толку сигналами". Эти сигналы серьезно мешали усилиям со стороны   Москвы и Вашингтона перезагрузить двусторонние отношения во второй половине 2009 года.

Нельзя сбрасывать со счетов и изменения в международной ситуации, не подвластные ни Медведеву, ни Обаме, и способствующие улучшению общего климата взаимоотношений. Первое и главное – это развитие событий на Украине. Избрание Виктора Януковича в президенты, и что еще важнее, создание его усилиями парламентского большинства в Раде и стабильного кабинета министров под председательством премьер-министра Николая Азарова привело к тому, что Янукович сумел увести Украину в сторону от безоглядного устремления в евроатлантический мир и наладить более ровные взаимоотношения с Россией. Решив отказаться от попыток вступления в НАТО и заключив новый договор о долгосрочной аренде базы российского Черноморского флота, Украина ушла с шахматной доски американо-российского соперничества. Это, в свою очередь, снизило потребность России в создании проблем для США в других частях мира.

Второе – это непрекращающиеся попытки президента Франции Николя Саркози и канцлера Германии Ангелы Меркель подключить Москву к европейским делам и укрепить узы экономической интеграции между Западной Европой и Россией. В ходе состоявшегося недавно во французском курортном местечке Довиль трехстороннего саммита с участием Медведева, Меркель и Саркози французский лидер выступил с предложением о "техническом и гуманитарном партнерстве, а также о партнерстве в сфере безопасности" между Европой и Россией. Там же прозвучало предложение о европейском совете безопасности и о создании к 2025 году общего экономического пространства. А реально ощутимое потепление в отношениях между Москвой и Варшавой после трагической авиакатастрофы, унесшей жизнь польского президента, дает надежду на то, что в традиционно холодных отношениях России с Центральной и Восточной Европой может наступить оттепель.

Не менее важно и то, что администрации Обамы и Медведева приняли в 2010 году такие решения, которые противоречат устремлениям и целям ряда важнейших внутренних групп в обеих странах. Команда Обамы приняла осознанное решение об отказе от конфронтационного отношения к Москве из-за неурегулированного конфликта с Грузией. Соединенные Штаты отказываются признавать провозглашенную в одностороннем порядке после войны 2008 года независимость Абхазии и Южной Осетии и по-прежнему считают два эти региона грузинскими территориями, которые "оккупированы" российскими войсками. Но администрация Обамы, несмотря на значительный нажим со стороны определенных сил в Конгрессе, отказалась от поставок современных систем вооружений в Грузию. Команда Обамы также пытается убедить недоверчивое порой правительство в Тбилиси, что шансы на пересмотр Россией результатов войны 2008 года под силовым давлением Вашингтона близки к нулю. Вместе с тем, она подчеркивает, что в атмосфере улучшающихся отношений между США и Россией можно будет начать конструктивные усилия по урегулированию конфликта.

Действуя в русле такой стратегии, команда Обамы также отказалась увязывать грузинский конфликт с "соглашением 123" о сотрудничестве в ядерной сфере, чем безуспешно занималась администрация Буша. В 2008 году бывший тогда сенатором Джо Байден заявил, что соглашение это умерло, так и не родившись, и виной тому рост напряженности в отношениях Москвы и Вашингтона. В этом году администрация Обамы вновь представила проект соглашения в Конгресс. Отметив наличие сохраняющихся разногласий с Россией из-за Грузии и других проблем, она, тем не менее, подчеркнула выгоды данного соглашения для коммерческих интересов США и целей безопасности.

В новом договоре СНВ, подписанном 8 апреля, обе стороны, очевидно, договорились схитрить. Русские сохранили в преамбуле договора положение о связи между наступательными и оборонительными вооружениями, а также сделали заявление, отметив в нем, что по их мнению, это относится в целом ко всему вопросу о развертывании ПРО. Администрация Обамы отметила, что преамбула договора не является юридически обязывающим текстом, но вместе с тем заверила российскую сторону, что не станет развертывать мощную систему, которая теоретически может ослабить российские силы ядерного сдерживания. Русские молча согласились не настаивать на вопросах по поводу ПРО, которые были главным препятствием на переговорах до истечения срока действия прежнего СНВ, а американская сторона в ответ решила не поднимать шум из-за преамбулы.

Очевидно, Медведев добился в России согласия ключевых игроков по комплексу иранских проблем, чтобы Москва могла дать согласие на более жесткие санкции против Тегерана. Россия проголосовала за новый пакет санкций ООН, а также в одностороннем порядке отказалась от поставок в Иран современных зенитно-ракетных комплексов С-300, хотя в резолюции ООН такое требование отсутствует.

В России давно уже существовали влиятельные группировки со своекорыстными экономическими интересами, которые снижали готовность Москвы сотрудничать с Вашингтоном по иранскому вопросу. В первую очередь, это представители оборонной и энергетической отраслей. Но сейчас на российском небосклоне звезды в отношении иранского вопроса расположились иначе. Договоренность с Соединенными Штатами по поводу Ирана может оказаться более выгодной в отдаленной перспективе, нежели попытки загнать США в тупик ради действующих контрактов с Ираном. Как я отмечал в июле,

Модернизаторы – а это те, кто утверждает, что Россия нуждается в активной поддержке (и инвестициях) Запада для развития своей экономики и общества, призывают Кремль снять озабоченности США по поводу Ирана. Тем самым, они хотят содействовать созданию "модернизационного альянса" с Соединенными Штатами, особенно в сфере высоких технологий.

Более сговорчивая позиция Москвы по Ирану также помогла в улучшении отношений с Европой, и в частности, с Саркози. Тем самым, дальнейшее подкрепление получили аргументы в пользу поддержки американо-европейской позиции против Тегерана.

Премьер-министр Владимир Путин, который с большим недоверием, нежели его коллега по дуумвирату относится к перспективам улучшения российско-американских отношений, видимо, решил подождать и посмотреть, во что выльется этот "эксперимент с перезагрузкой" с администрацией Обамы. Свое окончательное мнение на сей счет он пока не высказывает.

Однако такая выжидательная позиция может со временем привести к разрушению процесса перезагрузки. А может, отношение Путина разделяет и кто-то из администрации Обамы? В этом плане весьма пессимистично звучит высказывание Роберта Кагана (Robert Kagan), с которым он выступил в этом месяце: "Помощники Обамы чувствуют, что "перезагрузка" с Россией достигла своего апогея с подписанием договора СНВ и принятием санкций против Ирана, и теперь идет на спад".

Достижения последних шести месяцев - а это подписание нового договора СНВ, успех саммита в Вашингтоне, а также новый консенсус президентов по Ирану – не являются необратимыми. Новое соглашение по сокращению вооружений пока не ратифицировано в Сенате, а российская сторона не представит этот договор в Думу, пока не состоится ратификация в США. Изменение в балансе политических сил на Украине легко может вызвать новые распри в Киеве. Перезагрузка расцвела, но пока не ясно, переживут ли ее распустившиеся бутоны новый и внезапный заморозок.