Берлин — Госсекретарь США Хилари Клинтон выразила надежду на возможность восстановления договора с Россией по использованию конвенционального оружия, но также подчеркнула, что это станет возможным только при полной прозрачности Москвы по всем вопросам военных дислокаций.
В 2007 году Россия отказалась далее действовать по Договору об обычных вооруженных силах в Европе, это решение было принято в связи с ростом напряжения в отношениях между Россией и Соединенными Штатами. Но отношения стали налаживаться, начиная с того момента, когда к власти пришел президент Барак Обама, стороны заключили договор о сокращении ядерного оружия.
В ходе встречи с министром иностранных дел Сергеем Лавровым госпожа Клинтон сказала, что теперь, после того, как на саммите НАТО в Лиссабоне, прошедшем ранее, президент Дмитрий Медведев продемонстрировал добрые намерения России, может последовать принятие договора об обычных вооруженных силах.
«Ничто так не укрепит лиссабонский дух, как начало новых переговоров, призванных усилить и модернизировать контроль за конвенциональным оружием в XXI веке», − сообщила госпожа Клинтон Сергею Лаврову за рамками переговоров НАТО в Берлине.
«Но чтобы прийти к этому этапу, Россия должна быть готова обсуждать со своими соседями свое вооружение и присутствие своих военных сил на оспариваемых территориях», − отметила она, сверившись со своей подготовленной на бумаге речью.
«И в свете обширной реорганизации российский военных сил в последние несколько лет, Россия должна быть совершенно прозрачна в вопросах, касающихся своих военных сил», − подчеркнула она.
Договор об обычных вооруженных силах в Европе – ключевое соглашение, заключенное в конце холодной войны – в 1990-м году в Париже, оно регулировало вопросы дислоцирования военных сил на всей территории от Атлантического океана до Уральских гор. Договор был обновлен в 1999 году.
Но страны-члены НАТО отказались ратифицировать исправленное соглашение, пока российские вооруженные силы не покинут территории бывших советских республик – Грузии и Молдавии. Западный альянс заявлял, что дислокация военных сил на этих территориях нарушала соглашение. Москва с этим не соглашалась.