Во второй день берлинского саммита министры иностранных дел 28 стран-членов НАТО обсудили сотрудничество со своими восточными партнерами и пытались достичь взаимопонимания с Россией по вопросу организации совместного ракетного щита.
В пятницу страны военного альянса НАТО попытались наладить отношения со своими бывшими партнерами на бывших советских территориях: страны блока обсудили планы организации совместной с Россией системы противоракетной обороны.
«Мы не договорились пока о том, как построить архитектуру совместной противоракетной обороны, − сказал в пятницу генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, − но речь о постановке общей задачи, а именно об эффективной защите населения от реальной угрозы – как народов России, так и стран-членов НАТО».
Альянс НАТО еще в прошлом ноябре начал обсуждать совместный с Россией ракетный щит, но до этой пятницы партнеры не обсуждали конкретных деталей системы, которую они собираются основать к 2020 году.
Один щит, две концепции
В прошлые годы планы по размещению систем ПРО на территориях бывшего восточного блока, разработанные под руководством бывшего президента США Джорджа Буша-младшего, привели к ухудшению отношений между странами Запада и Россией.
И хотя напряжение спало, когда президент США Барак Обама отказался от планов Буша, различия между Россией и альянсом НАТО остаются очевидны в ходе предварительных обсуждений по организации общего ракетного щита.
Россия хочет, чтобы был организовал совместный центр управления системой, что позволило бы гарантировать, что щит не будет направлен против ее собственных ракет, в то время как представители НАТО предпочитают организовать две отдельные системы управления, которые управлялись бы соответственно своим командованием, но работали бы в тесном сотрудничестве.
Сотрудничество с восточными объединениями
Помимо дискуссий, которые министры стран-членов НАТО ведут с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым, они также планировали встретиться с грузинским министром иностранных дел Григорием Вашадзе, которому генеральный секретарь НАТО Расмуссен выразил благодарность за «серьезный вклад Грузии в совместные действия в Афганистане», где грузинский военный контингент – второй по численности (среди стран, не являющихся членами НАТО).
Грузии пообещали возможность вступить в НАТО, как только она станет соответствовать требованиям блока, и Вашадзе заявил министрам, что его страна по-прежнему предана этой цели и стремится провести все необходимые реформы.
«Грузинскому правительству предстоит сделать еще много для того, чтобы принять и провести все необходимые реформы, а также для того, чтобы наладить сотрудничество с оппозицией, которое нужно для проведения демократических реформ», − гласило заявление, одобренное НАТО и Грузией.
Министры НАТО, тем временем, призвали Грузию провести все ключевые демократические реформы до голосования по вступлению в НАТО, назначенного на 2012 год.
Министры НАТО также встретятся с украинским министром иностранных дел Константином Грищенко – в их планах обсуждение возможного партнерства. Украинское правительство, дружелюбно настроенное к Москве, не имеет видов на вступление в блок, но Расмуссен, тем не менее, одобрительно отозвался о том сотрудничестве с альянсом, которое установилось благодаря президенту страны Виктору Януковичу.
Москва осуждает воздушные атаки
Двухдневная берлинская встреча министров началась с обсуждения вмешательства альянса в кризисную ситуацию в Ливии – обсуждение продемонстрировало, что страны альянса продолжают расходиться во мнениях по вопросу размаха и правомерности воздушных атак силами союзников.
Москва осудила воздушные атаки в Ливии как выходящие за пределы правомерности, параметры которой были определены международным сообществом ранее.
«Сейчас мы можем наблюдать действия, которые во многих случаях превышают мандат Совета безопасности ООН», − заявил в пятницу российский министр иностранных дел Сергей Лавров.
«Мы верим, что важно немедленно перенаправить развитие событий в русло политики и продолжать урегулирование политическими и дипломатическими средствами», − добавил он.
Единение и несогласия среди стран Запада
Несмотря на российскую критику этой военной кампании, министры иностранных дел стран-членов НАТО выразили однозначные требования, обращенные к ливийскому лидеру Муаммару Каддафи: больше никаких атак на мирное население, отступление его войск и беспрепятственный доступ для ливийцев к гуманитарной помощи.
Франция, Великобритания и США пообещали выпроводить Каддафи из Ливии, но сам вопрос увеличения масштаба военных операций НАТО в стране, хотя и продвигается Францией и Великобританией, но, по-прежнему, остается не решенным.
Германия продолжает прочно держаться своего решения не применять против Каддафи вооруженного воздействия, хотя за решением международного сообщества и стояла канцлер Меркель.
«Вот резолюция в действии, − говорит она. − Международное сообщество едино».
Несмотря на свое нежелание вступать в новую войну, Германия выразила готовность участвовать в возможном военном вмешательстве Евросоюза, призванном обеспечить безопасность гуманитарной миссии, направленной в Ливию. Тем не менее, в ООН заявили, что подобное вмешательство на данный момент времени не выглядит необходимым.