Россия пригрозила администрации Обамы, что прекратит сотрудничество по Ирану и не допустит дальнейших поставок предметов снабжения в Афганистан, если Конгресс примет закон, в котором подвергается критике российская практика в области прав человека.
Белый дом утверждает, что у российско-американской перезагрузки отношений есть три положительных результата: договор СНВ-3 о сокращении ядерных вооружений, сотрудничество с Москвой в области санкций против Ирана и согласие России (за деньги) на переброску американских военных грузов через российскую территорию в Афганистан. Но сейчас Россия использует два из этих трех результатов в качестве рычага давления, пытаясь добиться от администрации того, чтобы она не дала Конгрессу принять закон, запрещающий выдачу виз российским представителям, причастным к преступлениям в области прав человека.
Этот законопроект назван по имени юриста Сергея Магнитского, который подвергался пыткам и умер в российской тюрьме в 2009 году. Он нацелен против тех, кто арестовал Магнитского, а также против других россиян, «виновных в убийствах без суда и следствия, в пытках и в прочих серьезных нарушениях прав человека».
Администрация признала факт прозвучавших российских угроз в своем официальном заявлении по поводу законопроекта, текст которого удалось получить Cable.
«Высокопоставленные представители российского правительства предупредили нас, что ответят асимметрично в случае принятия этого закона, - говорится в документе. – Их аргументы заключаются в том, что от них не следует ждать поддержки санкций против таких стран как Иран, Северная Корея и Ливия, когда одновременно санкции применяются и против них. Российские официальные лица заявили, что в случае принятия закона под угрозой окажутся и другие области двустороннего сотрудничества, включая транзит грузов для Афганистана».
«Российская Дума уже предложила законопроект о введении аналогичных визовых запретов и о замораживании финансовых активов тех американских представителей, которых Россия посчитает виновными в нарушении прав российских граждан, арестованных за рубежом и привезенных в США на суд, - заявила администрация. – Мы не можем судить о масштабе таких акций, но отмечаем, что из-за принятия закона S. 1039 пострадают и другие интересы национальной безопасности США».
Washington Post первой сообщила сегодня о заявлении администрации и опубликовала новость о том, что Госдепартамент тихо включил причастных к убийству Магнитского российских официальных лиц в черный визовый список.
Похоже, этот черный список стал попыткой администрации упредить принятие закона. «Госсекретарь Клинтон приняла меры по запрету на въезд в США лиц, причастных к смерти Сергея Магнитского, наступившей из-за противоправных действий. Поэтому администрация не видит необходимости в принятии дополнительного законодательного акта», - говорится в заявлении.
Но на самом деле, в предлагаемый законопроект включены не только те, кто причастен к делу Магнитского. В сенатскую версию законопроекта также включены лица, причастные к самым разным российским делам о нарушениях прав человека, включая дело находящегося в тюрьме российского диссидента Михаила Ходорковского.
Главный инициатор сенатского законопроекта сенатор-демократ из Мэриленда Бен Кардин (Ben Cardin) заявил сегодня в интервью Cable, что он работает над тем, чтобы ответить на высказанные администрацией опасения. Он не знает, когда законопроект будет рассматриваться в комитете и на заседании Сената.
«Я работаю с администрацией, работаю с комитетом, работаю с моими коллегами-сенаторами, чтобы решить, как действовать дальше, - сказал он. – Стратегия может измениться из-за двух обстоятельств: первое – что произойдет в России, второе – что произойдет в Госдепартаменте. В данный момент все изменчиво».
Тем временем, у администрации появилась еще одна проблема с перезагрузкой – она должна добиться от Конгресса отмены поправки Джексона-Вэника от 1974 года, которая была принята в качестве меры наказания Советского Союза за его обращение с еврейскими эмигрантами. Эта поправка мешает предоставлению России статуса постоянных нормальных торговых отношений, что является одним из условий вступления этой страны в ВТО.
Директор по России из Совета национальной безопасности Майк Макфол (Mike McFaul), назначенный администрацией послом в Москву, сказал в прошлом месяце New Republic, что он не против идеи принятия некоего нового закона взамен поправки Джексона-Вэника, который бы мог оказывать давление на Россию в вопросах прав человека.
«Поправка Джексона-Вэника устарела, - заявил он. – Давайте создадим механизм поновее, который больше подходит для 2011 года».
Очень сомнительно, что Палата представителей с ее республиканским большинством предоставит России статус постоянных нормальных торговых отношений. А это значит, что значимость закона Магнитского как козырной карты на переговорах может оказаться минимальной. Так или иначе, сейчас уже понятно, что администрация Обамы придает большое значение сохранению достижений перезагрузки и не хочет, чтобы этому что-то мешало.
«Когда мы пришли к власти, перезагрузка с Россией стала одной из ключевых целей внешней политики, - заявил в мае репортерам заместитель советника по национальной безопасности Бен Родс (Ben Rhodes). – Эти отношения стали для США одними из самых плодотворных».