Прошло три года с начала августовской войны 2008 года между Россией и Грузией. Годовщина начала войны является хорошим поводом для того, чтобы осмыслить, насколько российско-американские отношения испортились во времена Буша- младшего, и насколько они улучшились за последние два с половиной года. В настоящий момент закоренелые оппоненты политики «перезагрузки» стараются на славу, чтобы преуменьшить эти улучшенные взаимоотношения. Политика «перезагрузки» была создана отчасти для того, чтобы выправить повреждения, нанесенные взаимоотношениям администрацией Буша и последствиями войны 2008 года. Во многих отношениях «перезагрузка» достигла настолько явного успеха, что ее критикам остается лишь жаловаться на то, что ей не удалось решить проблемы, которые ей никогда и не предназначалось решить. В России продолжается культура «правового нигилизма» - однопартийного нелиберального авторитарного государства, которое подавляет и криминализирует любое сопротивление, а настоящую политическую оппозицию не разрешает. Политика «перезагрузки» не изменила все это, но ведь она и не должна была - у американской политики по отношению к России не существует возможности это изменить.
«Перезагрузка» растопила лед между двумя правительствами, и улучшенные российско-американские отношения помогли потеплению между Россией и некоторыми ее соседями. «Перезагрузка» подняла отношения, находившиеся на самой низкой точке со времен холодной войны в конце 2008 года, к одному из наиболее высоких показателей за последние 20 лет, что позволило получить больший уровень сотрудничества с российской стороны, чем в предыдущее десятилетие. Обычной практикой является расценивание российского сотрудничества по Ирану и Афганистану как чего-то, что было бы предоставлено правительством страны в любом случае, как это вновь сделала газета The Washington Post в понедельник. А реальность такова, что российская помощь в транспортировке припасов для войны в Афганистане заметно увеличилась. Николас Гвоздев в июле объяснил:
NDN первоначально задумывлся как альтернативный транзитный маршрут для небоевых поставок, но его значение выросло за последние два года, и в настоящее время на него приходится более половины всего американского военного транзита в Афганистан. Это произошло отчасти из-за ненадежности маршрутов поставок из пакистанского порта Карачи, на которых постоянно возникают проблемы с обеспечением безопасности, а также по причине того, что правительство Исламабада их перекрывает на время. Но это также связано с решением правительства России позволить доставку военной техники, а также продуктов питания и топлива через свою территорию. В прошлом году Москва официально разрешала американским самолетам пролет через воздушное пространство России с войсками и вооружением — ежегодно до 4,5 тысяч рейсов.
Сотрудничество по мирному атому и договор о сокращении вооружений также являются важными продуктами политики «перезагрузки». Большинство критиков политики не обращают внимания на последнее или воспринимают его как доказательство того, что политика изначально неверна, потому что они автоматически против продолжающегося разоружения, договоров с Россией, или их обоих. Недавно США и Россия подписали соглашение об усыновлении детей, которое вновь разрешит усыновление российских детей американцами, а также некоторый прогресс был достигнут в либерализации визовых требований на пути к безвизовому режиму между странами. Учитывая, насколько испорченными отношения были в конце 2008 года, примечательно то, насколько они улучшились.
Размышляя о политике «перезагрузки», важно не забывать, почему она стала необходимой, и какой была альтернатива. Вернемся к войне 2008 года. Для той войны существовало несколько предпосылок, но одной из значительных стал толчок по вступлению Грузии в НАТО. Поддержка Вашингтоном Грузии между 2003 и 2008 годами натолкнула Саакашвили на мысль, что вступление Грузии в альянс было лишь вопросом времени, и это впечатление было лишь усилено во время саммита в Будапеште в начале 2008 года, несмотря на значительную оппозицию многих европейских членов. Превращение Грузии в государство-клиента США за те пять лет дало Саакашвили дополнительные причины, чтобы верить, что США поддержат его в конфликтах с Россией. Именно эта вера привела к эскалации конфликта в Южной Осетии, что вызвало масштабный ответ со стороны России. Москва рассчитывала спровоцировать Саакашвили на быстрые действия, и он клюнул. Катастрофические последствия видны всем.
Американская политика в отношении России и ее «ближнего зарубежья» вызвала увеличение напряжения на Кавказе и в Восточной Европе, и в какой-то момент это напряжение переросло в войну. Безрассудное желание расширения НАТО было усилено поддержкой настроенных против России националистических правительств соседствующих с Россией государств. Все это подтолкнуло Грузию к конфликту с Россией и антагонизировало Россию без надобности во многих вопросах. Признание независимости Косова, несмотря на российские возражения, стало еще одной провокацией, которое позже предоставило России предлог для того, чтобы признать независимость двух сепаратистских республик. Несмотря на всю прогрузинскую риторику, которую можно услышать от американских критиков политики «перезагрузки» (которые также поддерживали провалившуюся политику Буша по отношению к России), одним из существующих наследий эпохи Буша стал вред, причиненный Грузии. Во время и после войны Грузия сильно пострадала, этнические грузины были насильно выселены из сепаратистских республик, а возможность «реинтеграции» данных территорий потеряна, скорее всего, навсегда.
Во всем этом не было пользы для американских интересов . Их попросту нет. Политика «перезагрузки» была скромной попыткой поправить отношения с Россией после того, как предыдущая администрация их разрушила без необходимости. Российские и американские интересы не всегда совпадают, но для тех случаев, когда они совпадают, политика «перезагрузки» заложила основы для конструктивных отношений, свободных от старого цикла недоверия и взаимных обвинений. Когда вы услышите слишком тщательную критику политики «перезагрузки», помните, что критик на самом деле считает, что российско-американские отношения должны вернуться на тот уровень, на котором они были во время второго президентского срока Буша.