Летом 2007 года американский журнал «Foreign Affairs», специализирующийся на международных отношениях и внешней политике США, предложил свои страницы кандидатам на президентских выборах в США 2008 года. В номере журнала за июль/август Митт Ромни (Mitt Romney), представленный как «губернатор штата Массачусетс с 2003 по 2007 годы [и] кандидат в президенты от Республиканской партии», принял это предложение, чтобы изложить свои взгляды на внешнюю политику. Кстати, соседом Ромни на печатной площади был Барак Обама, «сенатор-демократ от штата Иллинойс и кандидат в президенты от Демократической партии».
Еще в 2007 году Ромни рекламировал себя в качестве единственного серьезного кандидата от Республиканской партии с успешной корпоративной карьерой. Это нашло свое отражение в том, как Ромни представил свои намерения во внешней политике: его раздел в Foreign Affairs читался, как бизнес-план – перечень шагов, которые предпримет администрация Ромни, чтобы противостоять проблемам, стоящим перед нацией. Решительно выступив за увеличение расходов на национальную оборону (на самом деле он использовал термин «инвестиции»), Ромни, например, обещал сократить траты оборонных средств, наняв «команду лидеров частного сектора и военных экспертов», чтобы тщательно изучить документы о военных закупках. Естественно, Ромни озвучил домашние заготовки. Он признался в безусловной любви к Израилю, и его список проблем, затрагивающих интересы Америки по всему миру, включал всех обычных подозреваемых: Иран, Уго Чавеса и «экономический подъем Китая». Интересно, что в длинном, почти в 5000 слов, тексте, Ромни упомянул Россию только один раз – в совершенно мягком контексте независимости энергетики США: «... мы [должны] покончить с нашей стратегической уязвимостью от нефтяных отключений таких стран, как Иран, Россия и Венесуэла», — написал Ромни.
Читайте также: Проблемы с политикой «перезагрузки» Обамы
Перенесемся в осень 2011 года. Ромни снова баллотируется на пост президента, но на этот раз он уже не просто «кандидат» в президенты от Республиканской номинации – он лидер. Таким образом, Ромни предпочитает не спорить с коллегами-кандидатами в президенты, а, скорее, он переносит сражение прямо к порогу президента Обамы. Поэтому, когда пришло время бросить вызов внешней политике Обамы, местом встречи стала не статья в «академическом» журнале – это была речь в Citadel, военном колледже в Чарльстоне (штат Южная Каролина). Дата выступления – 7 октября, день 10-й годовщины отправки американских войск в Афганистан – возникла тоже не случайно.
Призывая к победе нового «Века Америки» и пообещав «никогда больше не извиняться за Америку», что, как утверждает Ромни, президент Обама делает постоянно, Ромни устроил публичный разнос «беспомощной политики последних трех лет». Он обвинил действующего президента в утрате американского лидерства в мире и отсутствии «ясности американской цели и решения», что, по мнению Ромни, сделало земной шар «гораздо более опасным местом».
Тема России возникла довольно быстро в его речи в Citadel. Описывая потенциальным американским военным лидерам неопределенный мир, с которым столкнется Америка в ближайшем будущем, Ромни проповедовал:
«Россия находится на историческом перепутье. Владимир Путин назвал распад советской империи великой трагедией 20 века. Попытается ли он задать этой трагедии обратный ход и с помощью грубой силы подчинить бывшие страны Советского Союза и запугать Европу объемами своих энергетических ресурсов?»
Вопрос, который ставит Ромни, является не более, чем ораторским трюком, так как всего несколько минут спустя он недвусмысленно назвал «возрождающуюся Россию во главе с человеком, который считает, что Советский Союз был великим, а не злым» одной из «мощных сил, которые могут поставить под угрозу свободу, процветание и национальные интересы США». Вот так. Кстати, источник этого смелого заявления по Советскому Союзу не слишком очевиден, так что, если у президента Путина появится в будущем возможность встретиться с президентом Ромни, он может попросить конкретных разъяснений.
Произнеся речь в Citadel, Ромни все еще не покончил с Россией. В тот же день он дал интервью профессиональному русофобу Дженниферу Рубину (Jennifer Rubin) из Washington Post. В интервью Ромни говорил о планах Путина по «восстановлению русской империи» с использованием, по видению Ромни, «аннексии населения», как это было в Грузии». Это звучит коряво: как правило, аннексируют территории, а не население. И когда всегда готовый прийти на помощь Рубин спросил, что он будет делать с «перезагрузкой», Ромни не слишком деликатничал: «Она должна закончиться».
Читайте также: США – Россия: перезагрузка 2.0
Было бы преждевременно, однако, заключить, что текущий враждебный настрой Ромни по отношению к России, как может показаться, обязательно выльется в явную анти-российскую политику его вероятного президентства. Самопровозглашенный статус Ромни в качестве основного оппонента от Республиканской партии президенту Обаме заставляет его использовать каждую возможность для критики администрации Обамы. Критиковать экономическую политику Белого Дома легко, учитывая состояние экономики США, намного сложнее бросить вызов внешней политике Обамы. Дело в том, что во многих отношениях текущий курс политики администрации Обамы не сильно отличается от его предшественника. И это создает проблему для Ромни, потому что его предложение нового «Века Америки» это слегка замаскированная версия подхода Джорджа Буша «Мы — против-них».
Политика «перезагрузки» Обамы в американо-российских отношениях, пожалуй, единственная область, где Ромни видит отход от политики эпохи Буша. Ромни поэтому нападает на «перезагрузку», потому что особо и нечего еще атаковать.
Остается узнать, победит ли в конечном счете вновь обретенная агрессивная линия во взглядах Ромни на внешнюю политику или он вместо этого будет постепенно возвращаться к более прагматичному подходу, которого он придерживался в 2007 году. Также еще предстоит выяснить, как скажется на президентской кампании Ромни его выбор Леона Арона (Leon Aron), известного эксперта по России из American Enterprise Institute, своим советником по России.
Вполне может случиться, что в определенный момент своего президентства, если это произойдет, Ромни поймет, что иметь дела с Россией в качестве партнера служит американским национальным интересам лучше, чем иметь ее в числе врагов. И кто знает: может, Ромни примет решение встретиться с Путиным и заглянет в его душу? И не извинится за это.
Евгений Иванов – политический комментатор из Массачусетса, пишет в блог The Ivanov Report.