Ранее на этой неделе президент Барак Обама и российский президент Владимир Путин встретились на саммите "Большой двадцатки" в Кабо-Сан-Лукас в Мексике. Результаты встречи разочаровали как реалистов, так и сторонников международного вмешательства.
Лидеры не сумели прийти к соглашению по ключевым геополитическим вопросам, а язык тела выявил то, что не было высказано открыто: после двухчасовой встречи они практически не смотрели друг на друга, а Reuters сообщил, что они вели себя "холодно и отстраненно".
Какой контраст спустя всего один год. Позади остались те дни, когда Обама ходил поесть гамбургеров с Дмитрием Медведевым, бывшим президентом и любимым российским лидером Обамы.
Встреча была напряженной. Два лидера имеют фундаментально различные мировосприятия, и их программы относительно самых актуальных международных проблем также радикально разнятся. Тогда как президент Обама беспокоится о своих перевыборах и утверждает, что улучшение отношений с Россией является его крупным достижением, Владимир Путин пытается вернуть России ее роль в качестве второй "незаменимой державы", которая уравновешивает США на мировой арене.
Длинная тень Сирии
Основная цель России - вернуться на Ближний Восток, ограничив американское влияние в регионе и сохранив прибыльные сирийские контракты по продаже оружия, включая транспортные и боевые вертолеты, которые и ранее продавал Советский Союз, а теперь они проходят модернизацию в России.
Тем временем, два российских десантных корабля могут быть отправлены для эвакуации российских дипломатов и советников из Сирии, и это на неопределенный срок отложит поставки вооружения. Таким образом, провозгласив необходимость остановить кровопролитие в Сирии, два лидера не смогли прийти к соглашению о том, как это сделать.
Совместное заявление было упражнением по заученным банальностям и общим местам: "С целью остановить кровопролитие в Сирии мы призываем прекратить любое насилие", -заявили Обама и Путин в совместном заявлении после встречи в солнечном Лос-Кабос. Однако, оно вряд ли устранит осадок от обоюдных обвинений между Кремлем и Белым домом.
"Нас объединяет вера в то, что сирийский народ должен иметь возможность независимо и демократически выбирать свое собственное будущее", - цитирует их AFP. Это звучит примерно так же свежо, как заявление о том, что США и Россия хотели бы, чтобы Греция и Испания справились с кризисом, или чтоб русские перестали пить.
США уже практически отказались от идеи заручиться российской поддержкой в свержении Асада. Россия, в свою очередь, указывает на международную миссию в Ливии. Москва утверждает, что, хотя ее и убеждали в том, что Запад не был намерен менять режим, и именно поэтому она воздержалась во время голосования по ливийскому вопросу в Совете Безопасности ООН, - дело закончилось бомбардировками и массивной поддержкой ливийским оппозиционным силам, которые свергли старого советского и российского товарища полковника Муаммара Каддафи. Путин не хочет повторения ливийского сценария в Сирии.
Несколько недель назад США и Россия договорились о размещении ооновских наблюдателей для мониторинга прекращения огня, посредником которого выступал посланник ООН Кофи Аннан. Однако, теперь возможное перемирие стало историей - миссия ООН заморозила свою работу на прошедших выходных из-за непрекращающегося кровопролития.
В своем совместном заявлении лидеры сказали, что будущее должно быть выработано самими сирийцами в рамках "сирийского суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности". Добавьте 50 центов, и на это можно приобрести чашку кофе.
Напряженность вокруг Ирана, права человека
Если Сирия - это один пример того, что не так в американо-российских отношениях, то Иран - это пример номер два. По информации МАГАТЭ, Иран испытывает технологии по производству атомного оружия. Невзирая на отчаянные попытки администрации Обамы остановить иранскую ядерную программу, он не смог заручиться сотрудничеством России в борьбе с иранскими ядерными аппетитами. Хотя Россия согласилась с санкциями Совбеза ООН в июне 2010 года (и принимает в Москве переговоры между постоянными членами Совета плюс Германия и Иран на этой неделе), она выступает против использования военной силы и ничего не делает, чтобы остановить создание иранского атомного оружия. Обама вроде бы согласен с тем, что дипломатия - хороший путь, но опыт говорит о другом.
И наконец, сторонники вмешательства (неоконсерваторы и последователи Вудро Вилсона) указывают на вопиющую ситуацию с правами человека в России как на доказательство провала обамовской политики перезагрузки. Десятки тысяч россиян регулярно протестуют на улицах Москвы и других городов против безудержной коррупции, фальсификации выборов и преследования членов российских оппозиционных партий.
Пока протесты привели лишь к унизительным обыскам в домах представителей оппозиции, включая лидера националистов Алексея Навального и светской львицы и телеведущей Ксении Собчак. Были также аресты и избиения более четырехсот демонстрантов 6 июня, и новый думский закон против несанкционированных митингов, который предусматривает баснословные штрафы в размере до 30 тысяч долларов для организаторов протестов и до 10 тысяч долларов - для участников.
Многие в Конгрессе не станут закрывать глаза на ужасное беззаконие в России, распространение коррупции и организованной преступности. Как я недавно писал, Закон Магнитского не только даст американскому правительству право принимать меры в отношении людей, замешанных в нарушениях прав человека, но и послужит сигналом о том, что США будут поддерживать верховенство закона в других странах.
Российская репрессивная внутренняя политика и обструкционистское внешнеполитическое поведение по вопросам, являющимся ключевыми для американских национальных интересов, демонстрируют, что "перезагрузка" президента Обамы провалилась. В Лос-Кабосе он предпочел не критиковать вопиющую ситуацию с правами человека в России. С момента своего избрания Обама продвигал соглашение, предусматривающее сокращение американского ядерного оружия. Президент Путин, однако, в ответ на это выиграл выборы с помощью программы, подчеркивающей антиамериканизм и стремление противостоять нападкам со стороны западных стран.
Чтобы еще раз сигнализировать Вашингтону, Путин решил не посещать саммит "Большой восьмерки" в Кэмп-Дэвиде и саммит НАТО в Чикаго. Вместо этого, он отправлся в Китай нанести свой символичный первый визит в должности президента.
Встреча «Большой двадцатки» - упущенный шанс признать, что политика перезагрузки, действительно, перезагрузила американо-российские отношения до состояния холодной войны и крайне нуждается в переоценке. Для начала Обаме следовало сказать Путину, что российское сотрудничество по Ирану и Сирии - лакмусовая бумажка американо-российских отношений.
К сожалению, президент не смог сделать даже этого.