1 апреля телепрограмма «60 минут» показала сюжет о безработице на Космическом побережье Флориды, вызванной отказом от программы пилотируемых космических полетов. Когда я смотрел его, я не  мог не вспоминать о бесчисленных визитах, которые я наносил в Космический центр имени Джонсона, будучи членом Конгресса. Меня всегда поражало, насколько и его сотрудники – от подметавшего пол уборщика до экскурсовода в Космическом центре Хьюстона и от экскурсовода до начальника из Центра управления полетами, - и проживающие в его окрестностях избиратели, с которыми я встречался,  гордились космической программой. Все работники отрасли от инженеров до астронавтов с гордостью говорили о том, что они помогли человечеству сделать шаг в космос.

Это производило на меня огромное впечатление, о котором я никогда не забывал. Я преклонялся перед их отношением к работе и к той миссии, которой эта работа служила.   Я также сам чувствовал гордость, понимая, что все мы, американцы, имеем отношение к высочайшим успехам НАСА.

Спейс-шаттл  был величайшим в мире достижением технологического прогресса. Аналогичным образом Международная космическая станция стала невероятным результатом объединенных усилий множество стран – усилий, которые могут быть предприняты только при условии того, что Соединенные Штаты готовы будут отважно и решительно брать на себя лидирующую роль.

Именно поэтому, посмотрев передачу, я сначала расстроился, а потом разозлился.


Читайте также: НАСА, возможно, еще долбше придется пользоваться российскими кораблями


Как сказал журналистам один из бывших сотрудников отрасли: «Все могло быть иначе, мы не должны были прийти к этому».

Когда я покинул Конгресс, был уже запущен план по переходу к новому курсу. После сворачивания программы «Спейс-шаттл» Америка должна была начать смелый проект по исследованию Луны и – в дальнейшем – Марса. Администрация отказалась от этого плана, выбросив на помойку 9 миллиардов долларов, которые были в него уже вложены.

Меня поражает абсолютное непонимание важности пилотируемых космических полетов, которое демонстрирует нынешняя администрация.



Дело не в рабочих местах, хотя с учетом нынешней ситуации в экономике каждое рабочее место ценно.

Дело не в душераздирающих историях о гибели местного бизнеса и окрестных населенных пунктов. 

Дело даже не в том, чтобы Америка была страной номер 1 в мире, и не в национальной гордости, которая проистекает из понимания того факта, что США по-прежнему способны на великие свершения.

Я даже осмелюсь сказать, что дело не в национальной безопасности и не в том, чтобы сохранять нашу производственную базу на фоне быстрого прогресса космической отрасли в Китае, России и так далее. Хотя, конечно, соображения национальной безопасности важны.

Однако настоящая проблема лежит намного глубже. Космос неразрывно связан с исследовательским духом человечества.

Также по теме: НАСА увеличивает финансирование проектов космического такси


В людях заложено нечто, что заставляет нас идти на невообразимый риск ради новых открытий.

Я полностью убежден в том, что наш Творец наделил нас ненасытным любопытством, разумом, изобретательностью и способностью мечтать не просто так. Мы не предназначены для того, чтобы сидеть и созерцать мир вокруг себя, мы призваны его исследовать. Если мы это будем делать, все остальное у нас приложится – и национальная безопасность, и вдохновляющие примеры для молодежи, и оздоровление экономики, и технологический прогресс, и глобальное лидерство в космосе.

В передаче не упоминалось о работах по созданию капсулы и ракеты большой грузоподъемности, способных достигнуть дальнего космоса, которые продолжаются в Хантсвилле (штат Алабама), Хьюстоне и на Космическом побережье. Возможно, журналисты не стали об этом упоминать, так как администрация пытается закрыть эти проекты.

Этот невероятный проект был начат благодаря Конгрессу, и я очень хотел бы, чтобы конгрессмены не свернули с этого курса.

Исследовательский дух у человечества в крови. Будем надеяться, что он переживет администрацию Обамы.


Том Делэй – бывший лидер большинства в Палате представителей Конгресса США.