Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На прошлой неделе Space Exploration Technologies (SpaceX) стала первой коммерческой компанией, доставившей груз на Международную космическую станцию. Добившись такого успеха, она приковала к себе внимание, пробудила фантазию и обеспечила себе постоянное место в анналах истории покорения космоса.

На прошлой неделе Space Exploration Technologies (SpaceX, Готорн, штат Калифорния) стала первой коммерческой компанией, доставившей груз на Международную космическую станцию. Добившись такого успеха, она приковала к себе внимание, пробудила фантазию и обеспечила себе постоянное место в анналах истории покорения космоса.

Космический корабль Dragon компании SpaceX стартовал с мыса Канаверал 22 мая. На орбиту он был выведен ракетой-носителем Falcon-9. Спустя три дня корабль состыковался с МКС, находящейся на орбите на высоте 300 с лишним километров над Землей. Затем работающие на борту МКС астронавты в течение нескольких дней разгружали Dragon, перенося доставленные грузы на станцию, после чего погрузили на корабль материалы, предназначенные для доставки на Землю. Капсула благополучно отстыковалась от МКС и 31 мая приводнилась в Тихом океане.

9-дневный полет стал выдающимся достижением для компании и ее учредителя - интернет-предпринимателя Элона Маска (Elon Musk). Он вместе со своей - довольно молодой - командой инженеров преодолел массу технических трудностей. Им также пришлось преодолевать откровенный скептицизм некоторых ветеранов космоса и правительственных чиновников. Говорят, что для успешного осуществления любой космической миссии надо правильно и одновременно осуществить десятки тысяч разных дел. SpaceX сделала это почти идеально, причем - с таким же энтузиазмом и уверенностью в себе, какие были присущи первопроходцам космоса.

Читайте также: Обама испортил праздник

Тем не менее, задача оказалась сложнее, и на ее решение ушло больше времени, чем представлял себе Маск, создавая в 2002 году компанию SpaceX. Первые три запуска небольшой ракеты-носителя Falcon 1 закончились неудачно. Как признался сам Маск в своем недавнем интервью, если бы и четвертая попытка закончилась провалом, у компании не осталось бы финансовых средств для продолжения работ. К счастью, в сентябре 2008 года ракета Falcon 1, запущенная с атолла Кваджалейн в Тихом океане, успешно вывела груз на орбиту. А спустя почти два года более крупная и мощная ракета-носитель Falcon 9 успешно провела свой первый полет, стартовав с мыса Канаверал.

Новая стратегия НАСА

События прошлой недели не только подтвердили технические достижения SpaceX, но и стали приятной и долгожданной новостью для космических руководителей из администрации Обамы. Вскоре после прибытия космического корабля Dragon на МКС помощник президента по науке и технике Джон Холдрен (John Holdren) назвал это достижение «ключевой вехой в реализации замыслов президента Обамы по обеспечению Америке непрерывного лидерства в космосе».

Эти замыслы, озвученные в феврале 2010 года, предусматривают, что коммерческие компании, пользуясь значительными финансовыми вливаниями и технической поддержкой со стороны НАСА, возьмут на себя выполнение задачи по доставке астронавтов на МКС после вывода из эксплуатации космических челноков. А само космическое агентство должно переключиться на разработку новых инновационных технологий для осуществления полетов за пределы околоземной орбиты, а также на Луну, на астероиды и на Марс.

Справедливости ради надо сказать, что SpaceX начала работу по созданию Falcon 9 и Dragon задолго до прихода к власти президента Обамы, действуя на средства, полученные от администрации Буша. Тем не менее, Обама выразил свое доверие компании SpaceX, когда посетил в апреле 2010 года ее отделение на мысе Канаверал. А в новой космической стратегии его администрация публично подчеркнула важность усилий компании.

Также по теме: Первый человек в космосе

До полного подтверждения законной силы этой новой стратегии предстоит пройти долгий путь. SpaceX и прочие борющиеся за контракты НАСА фирмы должны будут продемонстрировать и доказать надежность своей продукции. Им придется выполнить более строгие требования, связанные с отправкой человека в космос. Тем не менее, успешный запуск и возвращение на Землю космического корабля Dragon дает более весомые основания для оптимизма и веры в то, что коммерческие компании в конечном итоге заполнят ту нишу, которая образовалась в связи со списанием шатлов, и устранят необходимость полагаться исключительно на русских, которые оказывают эти услуги сейчас.

л



Космический бизнес

SpaceX - это определенно первопроходец, но также и коммерческое предприятие. В этом смысле самые крупные вызовы могут ожидать компанию не в космосе, а на рынке.

Компания может похвастаться тем, что первой достигла космической станции, однако другие коммерческие фирмы тоже будут сражаться за свою долю в миссии МКС. Кроме SpaceX, НАСА уже заключила контракт на доставку грузов с корпорацией Orbital Sciences Corporation (Даллес, штат Виргиния). Первый полет ее ракеты-носителя с космическим кораблем Cygnus на борту должен состояться в этом году, и старт пройдет на острове Уоллопс. Кроме того, НАСА помогает и некоторым другим компаниям в разработке средств доставки астронавтов на МКС и в другие места на околоземной орбите, что может произойти уже к середине текущего десятилетия.

Однако, бизнес-план SpaceX предусматривает нечто большее, чем простую перевозку грузов, а потом - и астронавтов на МКС. Маск заявил, что у компании уже есть контракты на сорок запусков, и лишь в двенадцати случаях пунктом назначения является космическая станция. Остальные предназначены для американских и зарубежных клиентов.

В этом обширном рыночном сегменте SpaceX будет вынуждена конкурировать с компанией из Денвера United Launch Alliance (ULA), сформированной шесть лет назад авиакосмическими гигантами Boeing и Lockheed-Martin. ULA в настоящее время обладает монополией на запуски, связанные с национальной безопасностью США, причем, в этом деле у нее - долгая история успехов. Кроме того, SpaceX придется соперничать с российскими, китайскими, европейскими и прочими зарубежными компаниями, предоставляющими услуги по запуску космических кораблей, и получающими серьезные субсидии от своих государств.

Читайте также: Ближе к космосу

Бизнес-модель SpaceX основана на том, что компания сможет предоставлять свои услуги по запуску за меньшую плату по сравнению с более авторитетными конкурентами. Ей еще предстоит доказать, что она реально сможет это сделать. При этом она должна будет выполнить все требования своих клиентов (а также их страховщиков) по гарантиям и срокам. Более того, та конкуренция, которую SpaceX намерена создать на рынке, способна снизить расходы и цены во всей отрасли. Если компании действительно удастся выполнить обещания относительно своих ценовых преимуществ, то для сохранения таких преимуществ ей придется хорошо потрудиться.

Короче говоря, попасть на рынок космических пусков, и тем более - добиться на нем успеха будет исключительно трудно. Но так было всегда. А пока у SpaceX есть все основания наслаждаться моментом и с новой уверенностью смотреть в будущее. Элон Маск сказал, что со временем намерен добраться до Марса. Если его достижения последних лет и дней о чем-то говорят, то он вполне может добиться своего.

Фрэнк Клотц - старший научный сотрудник вашингтонского Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations), бывший командующий глобальными ударными силами ВВС США и бывший заместитель командующего космическим командованием ВВС США.