В день космонавтики мы публикуем заметку, вышедшую в газете Dziennik Polski 13 апреля 1961 года.
Вскоре после того как по Польскому радио прозвучала новость о запуске в космос первого человека - советского космонавта Юрия Гагарина – мы связались по телефону с известным краковским астрономом, доцентом Казимежем Кордилевским (Kazimierz Kordylewski), попросив его сказать несколько слов на тему этого сенсационного эксперимента.
Вот его слова: «Я давно ожидал этого, уже какое-то время осознавал, что полет человека станет реальностью буквально в любую минуту. Такие задачи воплощаются в жизнь после многочисленных исследований, экспериментов и испытаний, значит, уже без риска. Услышав первые фразы сообщения, я был горячо убежден, что космонавт вернется к нам на землю здоровым и невредимым. Я, как и все остальные, затаив дыхание следил за его полетом, слушал сообщения о его хорошем самочувствии и все рапорты, присланные из космоса по радио.
Это историческое событие, которому нет равных в истории человечества. Ведь перед человеком открылась дорога в космос, ведь воплотилась одно из самых прекрасных и сложных мечтаний человечества. Я думаю, пройдет не так много лет, и человек будет таким же хозяином в космосе и так же будет пользоваться еще неоткрытыми его богатствами, как мы сейчас хозяйничаем и пользуемся богатствами Антарктиды и других недавно открытых регионов нашего глобуса. Это не сможет не оказать своего влияния на человечество и его жизнь. Изменится и отношение человека к космосу, который станет нам ближе. Разумеется, откроются также новые перспективы перед разными отраслями науки и знаний, в особенности перед космической медициной».
Когда мы брали у доцента Кордилевского это быстрое интервью, космонавт еще находился на орбите, а астрономическая обсерватория Ягеллонского университета интенсивно работала над расчетом траектории полета «Спутника» (так в тексте, - прим.пер.) и времени его пролета над Польшей.