Поправка Джексона-Вэника почти четыре десятилетия оказывала давление на кремлевских правителей, заставляя их лучше обращаться с собственным населением. Скоро знаменитый закон 1974 года можно будет с почетом проводить в историю, если его место займет достойная смена – Закон Магнитского.
Оба эти решения могут быть приняты до предстоящего в августе перерыва в заседаниях Конгресса. Скорейшая отмена торговых ограничений, установленных поправкой Джексона-Вэника, обеспечит равные условия американским компаниям в России, которая этим летом вступит во Всемирную торговую организацию. А Закон Магнитского сохранит давление на Россию, запретив российским чиновникам, замешанным в нарушениях прав человека, посещать США и держать средства в американских банках.
Поправка Джексона-Вэника и Закон Магнитского – два редких позитивных примера активности Конгресса во внешней политике. Поправка 1974 года, предложенная «ястребом»-демократом Генри «Скупом» Джексоном (Henry "Scoop" Jackson), лишала Советский Союз статуса наибольшего благоприятствования в торговле на то время, пока он ограничивал свободу эмиграции. Этот закон заставлял Кремль выпускать из страны евреев.
Читайте также: Правозащитники - в России все еще пытают
В конце холодной войны российские границы открылись, а предстоящее вступление России в ВТО свидетельствует о том, что поправку Джексона-Вэника пора отменять, тем более, что это будет полезно и для американских экспортеров. Тем не менее, в путинскую эпоху старые советские методы по-прежнему живы, и США обязаны – как со стратегической, так и с моральной точки зрения – выступать в поддержку демократии и прав человека в новой России.
В 2009 году в следственном изоляторе был убит российский юрист и разоблачитель коррупции Сергей Магнитский. На следующий год либеральный сенатор-демократ от Мэриленда Бен Кардин (Ben Cardin) предложил заморозить активы российских чиновников, причастных к смерти Магнитского, и внести их имена в визовый «черный список. Потом инициатива была распространена на всех россиян, замешанных в нарушении прав человека.
Этой мере препятствует администрация Обамы, которая называет ее ненужной и вредной для отношений с Россией. Нам говорили, что госсекретарь Хиллари Клинтон заверила своего российского коллегу Сергея Лаврова, что этот законопроект никогда не пройдет. Он, действительно, застрял в Конгрессе, пока не возник вопрос о поправке Джексона-Вэника.
Также по теме: Законопрект о торговле с Россией не должен затрагивать права человека
Ранее этой весной республиканец Джон Маккейн (John McCain), независимый сенатор Джо Либерман (Joe Lieberman) и г-н Кардин обещали администрации поддержать нормализацию торговых отношений в обмен на Закон Магнитского. Администрация в ответ попыталась засекретить имена чиновников из «черного списка». Республиканцы не уступили, и во вторник сенатским Комитетом по международным отношениям была единогласно принята версия, ограничивающая право исполнительной власти засекречивать имена – ведь весь смысл закона в том, чтобы предать позору нарушителей прав человека.
Неудивительно, что г-ну Путину не нравится правозащитный закон, проливающий свет на преследование противников российского режима внутри страны. Однако, новый закон будет популярен у россиян — см. статью Гарри Каспарова в этом номере — и, возможно, помешает замучить очередного Магнитского.
Лидер сенатского большинства Гарри Рид (Harry Reid) – не сторонник повышения открытости в торговле, и пока не поддерживает пленарное голосование по отмене поправки Джексона-Вэника или Закону Магнитского. Однако, после шага, сделанного Сенатом во вторник, администрация должна понять, что у нее нет выбора. Если она хочет нормальных торговых отношений с Россией, ей придется поддержать Закон Магнитского.