Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
С тех пор, как Барак Обама стал президентом США, в России, а также в постсоветских государствах и странах, где существует значительная русскоязычная диаспора (включая ее израильскую составляющую), была популярна такая шутка: «Избрание Обамы президентом США – это черный юмор американцев». Возникает вопрос, будет ли считаться некорректным, расистским утверждение о том, что некоей группе населения, принадлежащей к определенной культуре, в рамках которой появляются и укореняются подобного рода шутки, присущи явные расистские предрассудки? Или подобное утверждение, напротив, направлено против ксенофобии и расизма, которые весьма характерны для данной группы, против вызывающих беспокойство расистских предрассудков, столь распространенных среди представителей данной группы?
Подобного рода вопрос следует задать в связи с высказыванием председателя партии МЕРЕЦ Захавы Гальон, сравнившей Авигдора Либермана с Владимиром Путиным. Можно ли считать предположение о том, что имеется общий знаменатель между двумя политиками, рожденными в одном государстве, которого больше не существует на карте мира, политиков, которые взошли на вершину власти во многом благодаря поддержке граждан той самой, более не существующей, страны, политиков, которые доказали свою приверженность делу подавления гражданских прав, тому духовному наследию, которое оставило после себя это самое, ныне не существующее, государство – можно ли считать подобное предположение расистским? Может быть, напротив, речь идет о легитимном предположении, касающемся проблемы постсоветской ксенофобии в более широком контексте?
Советская власть осуществила беспрецедентный эксперимент над человеческой природой. С одной стороны, такие понятия, как просвещенность, равенство, нравственность, уважение к ближнему плотно наполняли общественное пространство, утомляя граждан своей вербальной избыточностью и навязчивостью. С другой стороны, в отсутствие гражданского общества, в отсутствие минимальной возможности какого-либо общественного контроля над властными структурами – в повседневной жизни граждан пробудились и, без малейших помех, проявлялись всюду и везде самые низменные человеческие инстинкты.
Достаточно посмотреть наиболее талантливые фильмы позднесоветского периода, которые содержали в себе завуалированную критику режима, чтобы получить представление о масштабах социального дарвинизма, царившего в СССР в 1970-1980-х, о степени преклонения советских граждан перед агрессивной силой, об их презрении к непохожему и слабому. Тот, кто не рос в позднем СССР или не исследовал серьезным образом сумеречный период советской эпохи, не может даже представить себе, сколь низким был уровень гражданской морали в этом государстве. Таков был результат советского эксперимента над людьми.
Не поддающийся осознанию разрыв между официальной риторикой гражданского и национального равенства, с одной стороны, и дичайшим социальным дарвинизмом, грубой дискриминацией (порой государственной) на национальной почве, с другой, привел многих советских граждан к идее, что вина за все это лежит на самих понятиях просвещенности, гуманизма и равенства. Что понятия - просвещенность, гуманизм и равенство – лживы и лицемерны сами по себе, а не те, кто их извратил столь чудовищным образом.
Поэтому заблуждается обычный рядовой израильтянин, уроженец страны (например, публицист Ари Шавит), наивно полагая, что «репатрианты из России стремились уйти от культуры политической тирании, а не воспроизвести ее в новой стране». Во всяком случае заблуждается в отношении тех, кто голосует за Либермана, и тех, кто голосует в России за Путина. И те, и другие не хотят жить в государстве, которое будет использовать столь обесцененные, столь извращенные понятия, как «равенство и гуманизм». И те, и другие не хотят жить в государстве, которое будет тратить впустую время (даже на словах) на продвижение и защиту подобного рода ценностей. Ведь дискриминация и неравенство между различными группами населения, полагают они, является естественным, легитимным проявлением человеческой природы.
Сторонники Путина в сегодняшней России, сумели, в значительной степени, реализовать сей идеал государственного и социального устройства. Те, кто поддерживает Либермана в Израиле, могут добиться подобного успеха в ближайшем будущем. Сравнение Либермана с Путиным не является ксенофобным. Ничуть. Оно отражает протест против мутной волны постсоветской ксенофобии и расизма со стороны тех, кто не хочет, чтобы шутки, подобные той, что была процитирована в начале статьи («Избрание Обамы президентом США – это черный юмор американцев») стали нормой в Израиле.