Польский нефтегазовый концерн PGNiG с января снизил цены для своих потребителей, так как в ноябре прошлого года ему удалось убедить Газпром, что тот выставил для Польши слишком высокие экспортные цены на газ. Российский концерн уменьшил ставку не из любви к полякам, а потому, что польская сторона отозвала свой иск из арбитражного суда в Стокгольме. Несколькими месяцами ранее подобным примирением завершился спор на тему снижения газовых цен, который Газпром вел в Стокгольме с немецким концерном E.ON.
У PGNiG были более веские аргументы, чем у E.ON. Несколько лет подряд, о чем писали российские СМИ, мы платили за российский газ дороже всех в Европе. Газпром открыто использовал свою позицию монополиста в Польше, но Москве стало невыгодно усиливать напряженность в этом споре.
Читайте также: Газ империи - угрожают ли Польше «железные клещи»
После соглашения с E.ON. шансы PGNiG на победу возросли. Помимо этого, в ноябре Европейская комиссия начала в отношении Газпрома антимонопольное расследование по подозрению, что российский концерн завышал цену сырья для Польши и семи других стран Центральной Европы. Спор был неудобен в том числе в политическом плане. Споры об опустошении Газпромом польских карманов стали бы неудачным фоном для мероприятий, приуроченных к грядущему «Году России в Польше».
Как пишет газета «Известия», со ссылкой на прогнозы Газпрома, в этом году Польша уже не будет платить рекордной в ЕС цены за газ. Однако из этой утечки следует, что ставки для богатых стран Западной Европы (Германии, Австрии, Франции, Голландии) все равно останутся ниже.
Эти новости должны отрезвить все тех, кто полагал, что после соглашения с Газпромом нам уже никогда не будут угрожать проблемы с дорогим газом. Единственное действенное лекарство от монополии — конкуренция. Из стран ЕС меньше всего платит за российский газ Великобритания, так как там на газовом рынке существует самая большая конкуренция. Конкуренцию на польском рынке призван обеспечить газовый терминал в Свиноуйсьце (Świnoujście), и поэтому такое сильное беспокойство вызывают новости о задержках в реализации этой инвестиции.
Ведь Газпром дал нам всего лишь временную передышку.