Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Футбол, бейсбол, хоккей с шайбой - американские профессиональные лиги приковывают к себе внимание миллионов людей в разных странах. Но какова цена? После того, как многие атлеты покончили жизнь самоубийством, Америка стала обсуждать теневые стороны нового гладиаторства.

Спортивный комплекс Madison Square Garden, ноябрь 2010 года: команда «New York Rangers», выступающая в хоккейной лиге НХЛ, играет против клуба «Edmonton Oilers» и уступает со счетом 1 : 2. Зрители сидят на трибунах с недовольными лицами и жалуются на то, что стакан пива стоит девять долларов. Они ругают команду «Rangers» и жизнь в целом. В этот момент тренер команды из Нью-Йорка Джон Торторелла (John Tortorella) выпускает на лед Дерека Бугарда (Derek Boogaard). Зрители вскакивают с мест, проливают дорогое пиво на впереди сидящих и ревут в предвкушении драки, которую им предстоит в скором времени увидеть. Они ревут так, как когда-то это делали зрители в римском Колизее при появлении на арене гладиаторов.

Такие типы, как Дерек Бугард, не обязаны забивать голы. Их называют «тафгаями». Они выполняют определенное задание. Если какую-то звезду из собственной команды слишком грубо атакуют или игра идет не так, как надо, то в этот момент на льду появляется тафгай. Зрители знают: сейчас начнется.

Спустя пару минут склонность к насилию удовлетворена. Бугард - толстый, как ствол дерева, превратившийся в человека, с помощью трюка правой отправляет на лед мощные природные силы в лице Стива Макинтайра (Steve MacIntyre). На экране, как во время боксерского поединка, появляются данные о росте, весе и количестве выигранных и проигранных боев. В НХЛ, в отличие от Европы, участников потасовок автоматически не удаляют с площадки до конца игры, и в большинстве случаев они на некоторое время отправляются на штрафную скамейку, после чего возвращаются на лед и продолжают драться. На этот раз Макинтайр ломает нос Бугарду.

Читайте также: Как трудно положить конец мучительному боксерскому поединку

Спустя пять месяцев 28-летний Дерек Бугарт умирает, и причиной его смерти является прописанный им самому себе коктейль из алкоголя и болеутоляющих средств. Через четыре месяца накладывает на себя руки Рик Райпьен (Rick Rypien), 27-летний тафгай. Еще через две неделе сотрудники полиции находят мертвым в собственном доме недавно закончившего свою карьеру Уэйда Белака (Wade Belak). Все трое в течение многих лет принимали обезболивающие препараты, боролись с депрессией и жаловались на кратковременные потери памяти. Терапия клубных врачей - таблетки, порошки и препараты. С истинными симптомами никто не борется. Никто не хочет замечать, что атлеты медленно умирают из-за того, что им перед поединками делают инъекции.

Дерек Бугард против Стива Макинтайра, Медисон Сквер Гарден, Нью-Йорк, 14 ноября 2010 г.


Джоанна (Joanna) и Лен (Len) Бугард после интервью с корреспондентом газеты New York Times не хотят больше говорить с журналистами о смерти их сына. Они предъявили иск на 9,8 миллиона долларов профсоюзу игроков. Они разрешили провести исследование мозга их сына и получили однозначный результат: Дерек Бугард страдал от хронической травматической энцефалопатии, то есть, от болезни мозга, возникающей от резких сотрясений головы. Из-за поврежденных нервных стволов в определенных местах отмирают клетки, ответственные за эмоции и рефлексию. «Человек теряет свою личность, - говорит тафгай Джон Скотт (John Scott). – Те люди, которые на него смотрели, видели перед собой только пустое лицо». Когда в 2009 году Бугарда проверял врач, он попросил его назвать слова, начинающиеся с буквы «Р», и испытуемый не смог вспомнить ни одного такого слова. Он продолжал пить, принимал до 31 таблетки в день и дрался на хоккейной площадке.


Колизей ревел


Большие профессиональные лиги в Соединенных Штатах действуют на рынке как представители индустрии развлечений, входящие в них клубы выступают на современных аренах, они вызывают восторг у публики и зарабатывают очень много денег. Оборот НХЛ за сезон составляет 3,4 миллиарда долларов, Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) – 5 миллиардов, Главной бейсбольной лиги (MBL)  - 7,5 миллиарда, а Национальной футбольной лиги (NFL) – 9,5 миллиарда. В список 50 самых дорогих спортивных объединений, составленный журналом Forbes, входят 39 американских клубов.

Также по теме: Спортсмены не должны становится политическими жертвами

Однако существующие проблемы уже невозможно скрыть: спортсмены получают травмы головы, они становятся все более депрессивными и агрессивными, они представляют опасность для самих себя и для других, они не только выбрасывают тестостерон – многие еще и закачивают этот гормон в больших количествах в свое тело. Тренеры устанавливают награду за «головы» игроков из команды соперников. Многие клубы разорены и будут распроданы.

Тяжелые травмы мозга


Энн Макли (Ann McLee) является директором Центра по изучению травматической энцефалопатии (Center for the Study of Traumatic Encephalopathy), который был открыт в 2008 году. Она пытается выяснить, что происходит с мозгом человека, который почти каждый день сталкивается с другими людьми в борьбе за мяч или шайбу. Проведенные ею исследования показывают: такого рода мозг способен превратить доброго человека в злодея. «Если посмотреть на разрушенный мозг, то увиденное поражает, - отметила она в беседе с корреспондентом журнала Grantland. – Можно заметить разрывы, отсутствие связей с остальными частями мозга. Видно, что некоторые участки мозга разрушены, и он в целом уменьшился в размере».

Вот что она еще увидела: в 80% случаев проведенных исследований было установлено, что с мозгом футболистов не все в порядке. Объясняется ли это конкретным видом спорта? Или дело в экипировке? Или правила слишком мягкие? Когда она опубликовала свои исследования, ее стали обвинять в том, что она хочет убить этот вид спорта.

Нью Ингланд Патриотс против Хьюстон Тексанс, американский футбол


Эрик Уинстон (Eric Winston) - футболист. С ним лучше не связываться. Его задача состоит в том, чтобы защищать квотербека – плеймейкера, разыгрывающего игрока. В октябре 2012 году Уинстон оказался плохим защитником: его квотербек получил травму, а публика ревела. После этой встречи Уинстон жаловался: «Мы же не гладиаторы, и здесь не римский Колизей. Это ведь игра! Недавно я понял, что жить мне, вероятно, осталось недолго, поскольку я играю в эту игру». В конце сезона, несмотря на наличие у него четырехлетнего контракта с клубом Kansas City Chiefs, он был отчислен из команды.

Читайте также: Лукашенко требует конкретных результатов в развитии спорта Белорруссии

Спустя восемь недель после того, как Уинстон произнес эти слова, его коллега по команде Джован Белчер (Jovan Belcher) сначала застрелил свою подругу Кассандру Перкинс (Kassandra Perkins), а затем застрелился сам. Белчер страдал от депрессии, жаловался на потерю памяти – говорили о том, что он принимает слишком много анальгетиков. Анализ его мозга еще только предстоит провести. В отличие от этого, мозг Джуниора Со (Junior Seau) уже изучен. Этот защитник, выступавший в течение 20 лет в NFL, в мае 2012 года выстрелил себе в грудь. «Он был потрясающим человеком», - сказала его жена Джина (Gina). Незадолго до суицида он направил ей SMS («Я тебя люблю»). По ее словам, нужно помнить о том, как он жил, а не о том, как он умер.

Джина Со разрешила провести обследование мозга своего мужа. Там были обнаружены серьезные повреждения, которые были вызваны постоянными сотрясениями. Джуниор Со пытался сделать боль более переносимой с помощью инъекций. Иногда спортсмены вообще не хотят улучшать свою игру. Они просто хотят, чтобы у них ничего не болело.

Цинциннати, август 2009 года:  игрок бейсбольной команды Бронсон Арройо (Bronson Arroyo) показывает одному журналисту из газеты USA Today свою аптечку. Там целый ворох таблеток, порошков под названием «Triflex» или «xelR8». Все это запрещенные препараты. «Я в день принимаю от 10 до 12 различных лекарств, а в день игры - еще больше, - говорит он. – И пока все тесты были негативными». Он открыто говорит о своем прагматичном отношении к допингу: «Ты действительно думаешь, что кого-то заботит вопрос о том, умрет ли Мэнни Рамирес (Manny Ramires) в 50 лет от почечной недостаточности? Люди просто хотят, чтобы его команда побеждала, и больше ничего».

Также по теме: У команды Лэнса Армстронга была «самая изощеренная допиговая схема в спорте»

Спортсмены постоянно попадаются на использовании запрещенных препаратов, и пока самый крупный скандал случился в 2003 году, когда такие известные американские спортсмены, как бейсболист Бэрри Бондс (Barry Bonds) и спринтер Марион Джонс (Marion Jones), были опознаны как клиенты расположенной в Калифорнии лаборатории Balco. С 2003 года пробы почти 200 бейсболистов оказались положительными. Однако из-за этого имидж MBL еще не стал столь же негативным, как у велогонки Tour de France. Возьмем, к примеру, Алекса Родригеса (Alex Rodriguez): молодые ребята все еще вешают плакаты с его изображением в своих комнатах – при этом он является одним из самых больших лгунов в истории профессионального спорта. В 2002 году он утверждал, что никогда не использовал допинг. Когда его уличили в манипуляциях с препаратами, он признал употребление стимуляторов с 2001 по 2003 год. После этого он чист. Но так ли это?


Майами, январь 2013 года: газета Miami New Times публикует документы уже закрытой в настоящее время клиники косметической хирургии Biogenesis. В них говорится о том, что руководитель клиники Энтони Бош (Anthony Bosch) был озабочен не только разглаживанием морщин своих пациентов. Он занимался также стимулированием роста их мышечной массы. Наряду с большим количеством других спортсменов на листке бумаги от руки написано имя одного клиента – Алекса Родригеса. Опровержение не заставило себя долго ждать – оно было направлено по указанию Родригеса, но сделала это фирма, основной задачей которой является кризисный менеджмент.

Алекс Родригез Нью-Йорк Янки, 29 июля 2007


Когда команда New York Yankees на второй день Пасхи откроет новый сезон матчем против клуба Boston Red Sox, Родригеса не будет среди заявленных игроков. Он по-прежнему получает от клуба Yankees около 27,5 миллиона евро – в год. Но он сейчас травмирован, что в последнее время с ним происходит довольно часто. Его кости уже не способны справляться с таким количеством мышечной массы, и, возможно, они стали слабыми из-за употребления различных препаратов. Недавно у него была операция на бедрах, и после этого он не появлялся на публике. Разрушил ли Родригес свое тело для того, чтобы получить возможность в течение короткого периода времени играть лучше?

Читайте также: Как братья Кличко изминили жизнь менеджеров в Германии и России

Если попытаться разобраться в причинах того, почему в американском спорте существуют проблемы, то придется постоянно сталкиваться с одним словом: доллары. Не только потому, что в очередной раз миллиардеры торгуются с миллионерами по поводу тарифных договоров: за последние 20 лет произошло 11 забастовок и локаутов, отменялись игры, а иногда и целые сезоны.

Сначала инвестиции, потом спорт

Лос-Анджелес, январь 2013 года: тот, кто вечером едет по шоссе Harbor Freeway в южном направлении, замечает блестящую крышу комплекса Staples Center. Здесь встречаются «могущественные» из района Hollywood Hills, «сумасшедшие» из района Venice Beach и «спокойные» из района Hermosa Beach: это случается во время матчей команд Lakers и Kings. То есть, во время баскетбольных игр и хоккейных поединков. В настоящее время миллиардер Филипп  Аншутц (Philipp Anschutz) прямо напротив хочет построить стеклянный футбольный дворец на 80 000 зрителей. Проблема: В Лос-Анджелесе нет футбольного клуба. Однако в Соединенных Штатах это не является неразрешимой проблемой, и клубами торгуют с лотков, как фруктами на фермерском рынке в Санта Монике. Нет никаких уставов клуба, нет собрания его членов, нет никакой клубной жизни. Но есть владельцы клубов. И есть лиги, раздающие лицензии.

В 1995 году в Лос-Анджелесе было два футбольных клуба, но затем команда «Raiders» переехала в Окленд, а «Rams» – в Сент-Луис. В городе не было современного стадиона. И вот теперь через три года появится шикарное строение, и тогда останется только купить клуб. Уже есть кандидаты.

Это можно сравнить с тем, как если бы футбольная команда «Штутгарт» переехала в Дортмунд, поскольку тамошний клуб с некоторых пор уже играл бы в Гамбурге. Это абсурдно. Это Америка.

Также по теме: Новый скандал о договорных матчах в футболе

Аншутц и FNL вот уже несколько месяцев ведут переговоры. Аншутц говорит: «Я готов. У нас лучшее место в мире, представители NFL говорят, что они хотят в Калифорнию». И затем Аншутц говорит: «Если есть возможность сделать выгодные инвестиции, то я готов. Это моя профессия».

То есть - речь идет об инвестициях. И только после этого о спорте. В четырех важнейших видах спорта после окончания Второй мировой войны состоялось в общей сложности 56 переездов.  

Такова ситуация в американском спорте, и цикл скандалов всегда один и тот же: делу присваивается собственное имя, которое оканчивается на –гейт: например «Баунтигейт» (Bountygate), после чего руководители лиги появляются перед телекамерами, приносят извинения и говорят об отдельных трагических случаях. Они объявляют о штрафах и об изменении правил, но на самом деле они ждут следующего скандала в другом виде спорта для того, чтобы все заросло хорошо подстриженной травой.

Однако сопротивление существующему положению дел растет, и, например, более 4 000 бывших профессионалов намерены предъявить иски к NFL – речь идет о нескольких миллиардах долларов. И тарифные договоры доказывают, что владельцы клубов больше не могут относиться к игрокам просто как к гладиаторам. NFL на ближайшие 10 лет учредила фонд в размере 620 миллионов долларов для бывших спортсменов, и эта лига также взяла на себя обязательство значительно сократить количество тренировок с полным контактом. В НХЛ и НБА в последнее время появились планы создания пенсионных фондов, и все представители всех видов спорта заняты теперь пересмотром своей политики в области допинга. Но и здесь действует правило: речь идет о доверии, и поэтому вновь о деньгах. Существует опасность, что зрители могут изменить свою позицию.

Но пока продажи билетов растут, а телевизионные рейтинги зашкаливают, несмотря на скандалы. Колизей демонстрирует хорошую посещаемость, телезрители никуда не уходят. Жалобы поступают, когда пиво дорожает. А трибуны ревут, когда дерутся гладиаторы.