Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как центробанкам побороть дефляцию

© Фото : Fotolia, Gina SandersДеньги
Деньги
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Почему страны с высокими доходами не погрязли в дефляции? Именно в этом заключается загадка сегодняшнего дня. Странно, что инфляция остается стабильной, несмотря на мощное падение производства по сравнению с докризисным периодом и на продолжительный период высокой безработицы. Понять, почему это происходит, очень важно, так как ответ на этот вопрос определяет правильные действия политического характера.

Успехи в борьбе с инфляцией дают разработчикам политического курса возможность рискнуть и пойти на меры по стимулированию роста.

Почему страны с высокими доходами не погрязли в дефляции? Именно в этом заключается загадка сегодняшнего дня. Странно, что инфляция остается стабильной, несмотря на мощное падение производства по сравнению с докризисным периодом и на продолжительный период высокой безработицы. Понять, почему это происходит, очень важно, так как ответ на этот вопрос определяет правильные действия политического характера. К счастью, новости здесь хорошие. Похоже, что стабильность инфляции стала наградой за планирование ее темпов, заслуживающее доверия. Это дает разработчикам политического курса возможность рискнуть и пойти на меры по стимулированию роста. Как это ни парадоксально, но успех планирования темпов инфляции восстановил доверие к макроэкономической стабилизации Кейнса.

В одной из глав последнего «Обзора мировой экономики» Международного валютного фонда представлены аргументы в подтверждение столь оптимистичного вывода, что уже отмечали Гэвин Дэвис (Gavyn Davies) и Пол Кругман (Paul Krugman), а также прочие авторитеты. Начинается глава с вопроса о статичности инфляционных процессов, которая сохраняется, несмотря на  продолжительный период высокой безработицы. Таким образом,  заявляет МВФ, «мы нашли собаку, которая не лает».

Кризис Евросоюза


Читайте также: Беззащитны перед инфляцией

Этому явлению есть структурное объяснение. Так, многие утверждают, что у рабочих, которые потеряли работу на стройках и в других областях в эпоху ипотечного пузыря, - не те профессии и рабочие навыки, да и живут они не там, где надо, а в тех местах, где новой работы нет и в ближайшее время не будет. Опять же, если допустить высокий уровень безработицы на длительный срок, то временная безработица скорее всего превратится в постоянную, поскольку рабочие утратят свои навыки и умения, а также связь с коллективами и организациями, которые помогали им довольно легко найти работу. Так, во время продолжительной Великой рецессии долговременная безработица вышла почти на рекордный уровень. Все это обычно ослабляет конкуренцию на рынке труда.

Другое объяснение кажется более оптимистичным. Состоит оно в том, что планирование темпов инфляции соответствовало ожиданиям и поведению рынка труда. Более того, эти показатели близки к нулю. Мы знаем, что рабочие сопротивляются сокращению номинальной заработной платы. Такая ситуация сохраняется на всем протяжении Великой рецессии. На самом деле, это одна из причин, по которым корректировка в еврозоне идет настолько болезненно. По этой же причине инфляция будет меняться медленно, по крайней мере, при ее понижении.

В предварительном анализе этих альтернатив, которые изложены в указанной главе обзора МВФ, делается три главных вывода. Первый гласит: «Ожидания очень крепко привязаны к целевым показателям центробанков по инфляции, и на них не очень сильно влияют текущие уровни инфляции». Вывод второй: привязка ожиданий по инфляции к целевым показателям со временем усиливается, в то время как воздействие текущей инфляции на инфляцию прогнозируемую уменьшается. И наконец, связь между инфляцией и текущей безработицей уменьшается соответственно. Она почти исчезла после 1995 года, когда долгий период стабильной инфляции совпал с целевыми инфляционными показателями центробанков.

Также по теме: Цена «Биг Мака» - важнай показатель для мировой экономики?

Детальная эконометрическая работа подтверждает данные предварительного анализа, но добавляет два новых момента. Самое важное заключается в  том, что сегодня существует значительная циклическая безработица. Менее важный момент это то, что воздействие общемировой инфляции на инфляцию в отдельных странах не проявляет никаких четких тенденций.

Анализ ситуации в США говорит о важности этих изменений. Если бы соотношение между циклом и инфляцией сегодня было такое же, как в 1970-е годы, уровень цен в США уже начал бы снижаться. К счастью, этого не происходит. Иначе реальные процентные ставки были бы сейчас в большом плюсе, а балансовая дефляция угрожала бы стабильности гораздо больше, чем это есть на самом деле. Обнадеживает и опыт периода экономического подъема до финансового кризиса, который свидетельствует, что статичность инфляции проявляется не только в одном направлении. Тогда инфляция тоже соответствовала целевым показателям. В особенности это верно в отношении Испании и Британии.

Изучение экономических показателей


И последний интересный вывод возникает из разницы в показателях США и Германии в 1970-е годы. Именно в то время Бундесбанк укрепил свою репутацию. Такого успеха он добился не потому, что никогда не допускал ошибок, а потому что  люди верили: банк будет делать все необходимое для достижения целевых показателей. Таргетирование инфляции может быть гибким, но оно должно оставаться убедительным и заслуживающим доверия.

Это важная аналитическая работа, имеющая большие последствия для политики.

Читайте также: Два пути развития, основанных на инновациях экономик

Во-первых,  ошибки в оценках степени экономического спада, являясь неизбежными, не имеют большого значения, если люди уверены в том, что центробанки намерены придерживаться своих целевых цифр. В этом одно из крупных преимуществ прямизны «кривой Филипса», показывающей соотношение между динамикой безработицы и инфляцией.

Во-вторых, поскольку уровень экономического спада отличается неопределенностью, а инфляция не всегда реагирует на мощную рецессию, важно, чтобы центральные банки при постановке задач не ограничивались достижением целей по инфляционным показателям. Напротив, их задача в условиях глубокой рецессии, которая в некоторых странах, увы, усиливается, состоит в нацеливании на самую высокую активность, соответствующую стабильной инфляции. Успехи прошлых лет не только дают им благоприятную возможность, но и обязывают их во времена строгой экономии и сокращения расходов идти на риск и увеличивать спрос. Руководители Европейского центробанка, пожалуйста, возьмите себе на заметку: низкой инфляции недостаточно.

В третьих, хотя центральные банки должны ставить во главу угла своей деятельности целевые инфляционные показатели, опыт показывает, что этого мало. Мысль о том, что проще провести уборку после финансовой неразберихи, чем не дать раздуться кредитному пузырю, оказалась ошибочной. Единственный вопрос в том, что делать. Понятно, что важно создавать более отказоустойчивую финансовую систему с солидным запасом прочности. Для этого нужны более жесткие требования к капиталу и агрессивная макропруденциальная политика.

Добиться этого непросто. В одной из глав «Доклада о глобальной финансовой стабильности» МВФ отмечены потенциальные изъяны нетрадиционной политики, к которой вынужденно прибегают центробанки, когда процентные ставки приближаются к нулю. Изменение целевых показателей по инфляции дело крайне рискованное, но сложившаяся ситуация говорит о том, что некоторое повышение инфляции могло оказаться даже полезным. Практика однозначно указывает на то, что кредитно-денежная политика сама по себе далеко не столь эффективна во времена рецессии. Она должна дополняться быстрым восстановлением финансовой системы, ускоренным снижением долговой нагрузки частного сектора и готовностью задействовать налогово-бюджетные рычаги для поддержания спроса, когда это возможно.

И тем не менее, несмотря на благодушие докризисного периода, приятно осознавать, что один из его очевидных успехов, заключающийся в закреплении ожиданий по инфляции, дал разработчикам политического курса столь необходимую возможность для маневра. И они обязаны ею воспользоваться.