Сегодня геополитическому объединению БРИКС(Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) уделяется все большее внимание. При этом, хотя оно не является реальным политико-экономическим союзом или международной организацией, БРИКС предпочитают рассматривать в качестве действенного субъекта международной политики.
В этой связи можно отметить, что наибольший интерес БРИКС вызывают у Москвы, которая в этом году утвердила «Концепцию участия Российской Федерации в объединении БРИКС». Это довольно интересный документ, демонстрирующий подход России к сотрудничеству с Бразилией, Индией, Китаем и Южной Африкой. Хотя основное внимание в концепции уделяется экономическому диалогу, в ней можно увидеть и определенные политические амбиции, что позволяет говорить о стремлении Москвы использовать не только экономический, но и политический потенциал БРИКС.
В частности в документе отмечается, что именно Россия инициировала создание БРИКС в 2006 г. Таким образом, Москва хочет показать, что она как автор проекта является и его неофициальным лидером. Кроме того, БРИКС характеризуется как важный полицентричный фактор международных отношений, т.е. формат объединения согласуется с мечтами России о многополярном мире. Примечательно и то, что Россия рассматривает БРИКС как пространство для распространения своего языкового и культурного влияния.
Еще одна цель Москвы заключается в том, чтобы с помощью БРИКС укреплять на международной арене роль Организации Объединенных Наций, где Россия обладает правом вето в Совете Безопасности. Это говорит о том, что сегодня РФ не довольна тем, что происходит в мире, и своим ограниченным участием в глобальных процессах.
Заслуживает внимания и тот момент, что Россия намерена формировать с партнерами по объединению единое информационное пространство. Этот пункт в концепции, вероятно, появился неслучайно – в Москве уже давно поняли важность информационной составляющей в международной политике.
Тем не менее, лидерство России в БРИКС не является неоспоримой данностью, т.к. РФ далеко не самая крупная и успешная участница объединения. Поэтому Москве сложно доказать, что именно она должна стоять во главе проекта.
По мнению заведующего отделом международно-политических проблем Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Н. Косолапова, очевидным лидером группы сегодня является Китай. В качестве доказательства ученый приводит тот факт, что на долю БРИКС в целом приходится более 40% мировых валютных запасов, и три четверти из них – валютные резервы Пекина.
Китай вообще является мировым лидером, поэтому Россия старается поддерживать с ним особые отношения. Неслучайно российские СМИ уделили большое внимание тому, что с первым зарубежным визитом новый китайский лидер Си Цзиньпин прибыл именно в РФ. Правда директор Центра стратегических исследований Китая Российского университета дружбы народов А. Маслов считает, что соответствующее решение Пекина это, скорее, дань традиции и «компромиссный» вариант «от безысходности» (глава Китая просто не мог поехать на Запад, потому что есть серьезные противоречия, а внутри страны стали бы говорить, что власти идут в фарватере американской политики).
Россия важна для Китая как источник ресурсов, но это может стать проблемой для самой России: Москву вряд ли устроит роль «младшего брата» в отношениях с восточным соседом, будь то двусторонние отношения или БРИКС. При этом Китай не настолько зависим от российских ресурсов, чтобы Кремль мог диктовать ему свои условия.
Главная проблема БРИКС – согласование позиций разных стран. Во-первых, речь идет о государствах, расположенных далеко друг от друга (на разных континентах). Разумеется, современные средства связи помогают преодолеть расстояния, но они не отменяют того, что у каждого участника объединения по сути своя уникальная модель экономического развития (уже не говоря о том, что экономика ЮАР в 20 разменьше китайской) и свои интересы.
БРИКС, конечно, можно пытаться рассматривать в качестве геополитического противовеса глобальной гегемонии США. Однако антиамериканские настроения, популярные в России и Китае, не имеют ничего общего с Индией, Бразилией и Южной Африкой. Больше того, не следует забывать о противоречиях между самими членами группы (например, между Китаем и Индией, которых нельзя назвать союзниками).
Таким образом, перспективы БРИКС весьма туманны, и каждая страна в рамках объединения может преследовать исключительно свои интересы: например, Россия - стремиться заручиться поддержкой на международной арене, а Китай – укрепить свои позиции в мире. Но это может не понравиться другим членам группы, что негативным образом отразится на ее единстве. Конечно, в ближайшем будущем БРИКС не исчезнут с геополитической сцены, однако едва ли превратятся во влиятельную международную организацию или реальный политико-экономический блок.