Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вы видели фильм «Миссия», выигравший «Золотую пальмовую ветвь» в 1986 году? В нем рассказывается о миссии иезуитов, действовавших в Южной Америке 250 лет тому назад. Именно к их среде принадлежит по духу Папа Франциск. В фильме речь идет об испанских конкистадорах, которые на пространстве между Мексикой и Перу устроили жуткую бойню, оправдываемую теорией теологов, отрицавших человеческую сущность индейцев.

Вы видели фильм «Миссия», выигравший «Золотую пальмовую ветвь» в 1986 году? В нем рассказывается о миссии иезуитов, действовавших в Южной Америке 250 лет тому назад. Именно к их среде принадлежит по духу Папа Франциск.

Папа Бергольо (иезуит) берет имя Франциск, живет в гостинице (остается только надеть сандалии и рясу), изгоняет из храма кардиналов на Мерседесах и, наконец, отправляется один в Лампедузу, чтобы выразить солидарность нелегальным иммигрантам Средиземноморья, как будто в итальянском государстве не существует закона Босси-Фини. Он действительно единственный, кто продолжает говорить и делать то, что свойственно левым? Но сначала поговаривали о том, что он был слишком осторожен с аргентинскими генералами, вспоминали о его противостоянии теологии освобождения, подчеркивали, что он еще не высказал своего мнения по отношению к абортам, к изучению стволовых клеток, к гомосексуалистам, как будто Папа должен раздавать презервативы беднякам. Кто такой Папа Бергольо?

Я думаю, что ошибочно считать его аргентинским иезуитом: он парагвайский иезуит. Нельзя представить, чтобы на его формирование не повлиял «святой эксперимент» иезуитов в Парагвае. То немногое, что большинство знает об этом, было почерпнуто из фильма «Миссия», в котором рассказано о 150-ти годах истории деятельности Ордена. В фильме речь идет об испанских конкистадорах, которые на пространстве между Мексикой и Перу устроили жуткую бойню, оправдываемую теорией теологов, отрицавших человеческую сущность индейцев. Только смелый доминиканец Лас Касас выступил против жестокости Кортеса, Писарро и других, взяв местное население под защиту.

В начале семнадцатого века миссионеры-иезуиты решили признать права аборигенов (в частности, права племени гуарани, которое жило в первобытном состоянии). Они организуют местное население в автономные сообщества, которые сами себя обеспечивают: индейцев не заставляют работать на колонизаторов, но учат самоуправлению. Они свободны, и все, что ими производится, принадлежит сообществу. Структура деревень и «коммунистическое» устройство общин заставляют вспомнить об «Утопии» Мора и о «Городе Солнца» Томмазо Кампанеллы. Бенедетто Кроче говорил о «предполагаемом коммунизме Кампанеллы», но иезуиты скорее вдохновлялись идеей примитивных христианских общин. Они устраивали выборные советы, состоящие только из аборигенов (святые отцы брали на себя правовую функцию), учили местное население основам архитектуры, сельского хозяйства и разведению домашнего скота, музыке и искусствам, чтению и письму (хотя и не всех, но иногда среди индейцев находились талантливые артисты и писатели).

Конечно, иезуиты установили суровый патерналистский режим, потому что цивилизовать гуарани означало излечить их от ритуального пьянства, лени и иногда каннибализма. Следовательно, как во всяком идеальном городе, можно восхищаться его организационном совершенством, но жить в нем не хочется.

Борьба против рабства и против атак португальских банд, охотившихся за рабами, привели к созданию народной милиции, которая храбро сражалась с колонизаторами. Так продолжалось некоторое время, но потом иезуитов стали считать подстрекателями и опасными врагами государства, их деятельность была подавлена, и в восемнадцатом веке они были изгнаны из всех испанских и португальских владений. Так закончился «святой эксперимент».

Против теократического правительства выступили многие просветители. Они писали о нем как о самом страшном и тираническом режиме в мире. Другие говорили о «добровольном коммунизме и высоком религиозном вдохновении» (Муратори), писали, что Компания иезуитов начала лечить язву рабства (Монтескье), Мабли сравнивал индейские общины с правлением Ликурга, а позднее Поль Лафарг якобы говорил о них как о «первом социалистическом государстве».

Сегодня, когда предлагается рассматривать действия Папы Бергольо под этим углом, надо учитывать тот факт, что со времен испанских и португальских завоеваний прошло четыре столетия, что демократические свободы сегодня известны даже католикам-интегралистам, что, конечно, Бергольо не предлагает совершать религиозные, или светские эксперименты в Лампедузе, было бы уже достаточно, если бы он ликвидировал Институт религиозных дел (Ior). Но иногда неплохо, как случается сегодня, увидеть отблеск Истории.