Вид на Землю с космического телескопа Hubble, который я чуть не сломал

В 1984 году, будучи студентом последнего курса университета, я пошел в кино для того, чтобы посмотреть фильм «Парни что надо!» (The Right Stuff). И кое-что в этом фильме меня действительно поразило. Во-первых, вид из космического корабля Джона Гленна (John Glenn), вид планеты Земля - на большом экране это было просто прекрасно. Мне захотелось самому это увидеть. Во-вторых, товарищеские отношения между семью основными астронавтами – как все они были дружны, как они поддерживали друг друга, как они не готовы были предавать друг друга. Я захотел стать частью такой организации.

Все это вновь оживило детскую мечту, дремавшую в течение многих лет. Мечта эта состояла в том, чтобы вырасти и стать астронавтом. И я просто не мог избавиться от нее. Я должен был ее реализовать. Поэтому я решил стать студентом, и мне повезло - меня приняли в Массачусетский технологический институт (MIT).

Во время обучения в Массачусетском технологическим институте я обратился в НАСА и сообщил о своем желании стать астронавтом. Я заполнил анкету и получил в ответ письмо, в котором говорилось о том, что особого интереса ко мне нет. Я подождал пару лет и вновь направил им свою заявку. В ответ я получил примерно такое же по содержанию письмо. Я обратился к ним в третий раз, и добился интервью, в результате которого они лучше узнали, кто я есть. Но и после этого они сказали мне «нет».

Я обратился к ним в четвертый раз. 22 апреля 1996 года я знал, что мне обязательно позвонят, независимо от их решения. Я снял трубку, и это был Дейв Листма (Dave Leestma), глава подготовки летных экипажей Космического центра имени Джонсона в Хьюстоне.

Телескоп Hubble над островами Кабо-Верде

Он сказал: «Привет, Майк. Это говорит Дейв Листма. Как у тебя настроение сегодня утром?»

Я ответил: «Я даже не знаю, Дейв. Вы должны мне это сказать».

Он сказал: «Ну, я думаю, что оно должно быть достаточно неплохим после этого телефонного звонка, так как мы хотим сделать из тебя астронавта».

Читайте также: «Хаббл» глубже заглянет в комос

Спустя 13 лет после этого, 17 мая 2009 года, я нахожусь на борту космического шаттла «Atlantis» и готовлюсь к выходу в открытый космос и обследованию космического телескопа Hubble. Наша задача в тот день состояла в том, чтобы починить вышедший из строя прибор. Он использовался учеными для обнаружения атмосферы на очень удаленных от Земли планетах. Расположенные в других солнечных системах планеты можно изучать с помощью спектрографов и затем сделать вывод о том, есть ли среди них похожие на Землю и возможна ли на них жизнь. И как раз тогда, когда стали поступать первые результаты, вышел из строя блок управления электропитанием питанием этого устройства. Он перегорел. И его уже нельзя было использовать.

И не было возможности заменить это устройство или его починить, поскольку перед запуском этот аппарат был подготовлен для космического полета и надежным образом закрыт. Это было сделано для того, чтобы никто не мог его испортить. Он был защищен с помощью панели доступа, заблокированной в результате выхода из строя блока управления электропитанием. Сама панель была прикреплена 117 шурупами с шайбами, и для дополнительной безопасности винтовая резьба была залита клеем для того, чтобы уже никто не смог их отвинтить. И, понятно, установленная панель выдержала запуск, и, практически, уже не было возможности добраться до нее и починить.

Однако мы на самом деле хотели восстановить работоспособность телескопа Hubble, и поэтому начали работать. Спустя пять лет мы разработали план действий в открытом космосе. Мы придумали около сотни новых приспособлений для работы в космосе – и затратили на это немало средств налогоплательщиков, миллионы долларов – в этой работе принимали участие тысячи специалистов. Вместе с моим приятелем Майком Гудом (Mike Good), которого мы называем Буэно, мы должны были выйти в открытый космос. Но именно мне предстояло провести ремонтные работы.

А внутри корабля оставался Дрю Фьюстел (Drew Feustel), один из моих лучших друзей. Он должен был зачитать мне контрольный перечень. И мы несколько лет тренировались. Для нас были изготовлены специальные инструменты, а еще нам дали набор личных инструментов для того, чтобы мы могли тренироваться в нашем офисе в свободное время, во время завтрака, после работы, в выходные дни. Мы стали одинаково мыслить. Он говорил, а я делал. У нас выработался наш собственный язык. И вот настал день, когда надо было выйти в открытый космос и выполнить эту работу.

Также по теме: Обновление камеры для тестирования телескопа Вебба

Больше всего после выхода из шлюзовой камеры в тот день меня беспокоил тот путь, который я должен был проделать до телескопа, так как он находился сбоку от космического челнока. А с борта шаттла, через его край, он выглядел как настоящая скала, по которой, казалось, надо было пройти путь в 560 километров для того, чтобы добраться до нашей планеты. А удобных поручней там не было.

Когда мы совершаем выходы в открытый космос, мы любим цепляться нашими космическими перчатками к чему-то и чувствовать себя при этом хорошо и уверенно. Я добирался на нужного места по боковой части шаттла, но там уже вообще не за что было ухватиться. Я должен был держаться за трос, за шланг, за выступы или за винты. А я, вообще-то, совсем не карлик. А в отсутствии гравитации можно ненароком разогнаться и улететь в космическое пространство. Я понимал, что у меня есть страховочный трос, который, вероятно, меня удержит, но у меня было еще сердце, относительно которого я не был так уверен. Я понимал, что меня смогут затащить назад, но я не был уверен в том, что именно будет прикреплено у них на другом конце страховочного троса, когда меня втащат в космический корабль. Так что все это меня очень беспокоило. Я не спешил и, преодолев этот коварный путь, я, наконец, добрался до телескопа.

Первым делом я должен был снять поручень на телескопе, блокировавший съемную панель.  На нем было два шурупа сверху, и их удалось отвинтить без каких-либо проблем. Еще один шуруп был внизу справа, и его я без труда удалил. А вот четвертый шуруп не поддавался. Мой инструмент крутился, а этот шуруп нет. Я посмотрел на него с более близкого расстояния, и увидел, что он был срезан. И тогда я понял, что я не смогу снять поручень, а это означало, что я не смогу добраться до съемной панели с ее 117 шурупами, по поводу которых я переживал в течение почти пяти лет; это означало, что я не смогу добраться до вышедшего из строя блока управления электропитанием, что означало, что мы не сможем починить этот аппарат в этот день, что означало, что все эти высоколобые ученые не смогут  обнаружить жизнь на других планетах. И во всем буду виноват я.

Я понимал, что они напишут в будущем в своих научных книгах. Все это станет моим наследием. Мои дети и мои внуки будут читать об этом в школьных классах: мы смогли бы узнать о существовании жизни на других планетах, но папа Габби и Дэниела сломал космический телескоп Hubble, и теперь мы ничего не узнаем.

Читайте также: Телескоп «Хаббл» помог разгадать тайну галактик-признаков

Сквозь весь этот только начавшийся кошмар я посмотрел на моего приятеля Буэно, а он находился рядом и был готов оказать мне помощь, но он не мог взять на себя выполнение моей роли. У него была собственная зона ответственности, но именно я был подготовлен для того, чтобы провести оказавшуюся более сложной часть ремонта. Это я должен быть починить эту штуковину. Я повернулся назад и посмотрел на кабину корабля, где находились пять других членов команды, и я осознал, что ни на одном из них не было скафандра.

Они не могли выйти в открытый космос и помочь мне. И после этого я посмотрел на Землю; я посмотрел на нашу планету и подумал: там внизу миллиарды людей, но никто из них не в состоянии решить эту проблему. Никто не сможет мне помочь.

Я ощутил глубокое одиночество. И это не то одиночество, которое возникает, когда ты в субботний вечер остаешься один на один с книгой. Я чувствовал себя оторванным от Земли. Я чувствовал, что остался один, а все, что я знал, что я любил и что меня поддерживало, казалось очень далеким. А затем стало темнеть, и температура начала падать.

Мы двигались со скоростью 28 000 километров в час, и за девяносто минут мы совершали один оборот вокруг Земли. Это означало 45 минут солнечного света и 45 минут темноты. Когда космический корабль входил в зону темноты, это была не просто темнота. Это была самая темная темнота, которую мне только доводилось видеть. То есть полное отсутствие света. Становится холодно, и я ощущаю этот холод и чувствую наступающую темноту. И это только усугубляет мое одиночество.

Затем в течение примерно часа мы делали все, что было возможно. Я поднимался вверх по корпусу шаттла и спускался вниз, пытаясь понять, где мне нужно быть для того, чтобы взять другой инструмент и попытаться решить существовавшую проблему, но ничего не помогало. А затем, приблизительно через час с четвертью, мне сообщили, что я должен переместиться в переднюю часть корабля, добраться до отделения с инструментами и взять оттуда прижимное устройство и клейкую ленту. Я тогда подумал – у нас заканчиваются идеи. Я даже не знал, что у нас на борту есть такая лента. И я будут первым космонавтом, использовавшим клейкую ленту во время работы в открытом космосе.