В конце ноября после интенсивных переговоров в Женеве удалось достичь соглашения по иранской ядерной программе. После десяти лет стараний многие расценили это решение как прорыв, но точно сказать, кто именно в Женеве выиграл, а кто проиграл, непросто.
Достигнутая договоренность носит временный характер, но ожидается, что она заложит основу для окончательного соглашения. Сейчас Тегеран обязался приостановить свою ядерную программу и не обогащать уран более чем на пять процентов. Если Иран выполнит то, что пообещал, через пол года с него могут быть сняты экономические санкции. Кроме того, часть санкций была отменена немедленно, что должно принести иранцам до 7 млрд долларов.
Все это происходит на фоне того, что Иран подозревается в тайном производстве ядерного оружия, хотя Тегеран утверждает, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер. Если Иран все-таки создаст свою ядерную бомбу, это нарушит баланс сил в регионе и создаст глобальную проблему безопасности.
Есть надежда, что женевское соглашение приведет к потеплению в отношениях Тегерана с Западом. Им довольны в первую очередь те страны, которые выступали в роли посредников на прошедших переговорах, а именно – США, Китай, Великобритания, Россия, Франция и Германия. Рад достигнутому компромиссу разумеется и Иран. Он представляет его как свою победу, поскольку соглашение подтвердило его право на продолжение ядерной программы в мирных целях. Также Тегеран активно стремился к отмене экономических санкций, потому что они сильно истощили экономику страны.
При этом Израиль и Саудовская Аравия убеждены в том, что Иран всех обманул. Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху назвал соглашение с Тегераном «исторической ошибкой». Тель-Авив не доверяет иранцам и стремится к тому, чтобы экономические санкции в отношении Ирана только ужесточались. Политическая элита Израиля полагает, что Тегеран всего лишь выиграл время и деньги, чтобы, усыпив бдительность Запада, тайно продолжать реализовывать свои ядерные амбиции.
Также недовольны Саудовская Аравия, Бахрейни Объединенные Арабские Эмираты, поскольку этим странам не нужен сильный Иран. У них свои интересы в регионе, и, например, в Сирии они заинтересованы в успехе повстанцев, а Тегеран выступает на стороне официального Дамаска.
Поэтому все больше говорится о возможной коалиции Израиля и Саудовской Аравии против Ирана, о том, что саудовцы даже готовы открыть израильтянам свое воздушное пространство для нанесения по иранцам авиаудара. Речь идет и сотрудничестве двух стран в области обмена информацией по Ирану.
На Западе же многие удовлетворены женевскими договоренностями. Во-первых, Америка, потому что ей было бы трудно и рискованно втянуться в еще один военный конфликт. Кажется, что Соединенные Штаты и другие западные страны просто хотят верить иранским обещаниям. С определенным скепсисом к ним относится разве что Канада. По заявлению ее министра иностранных дел Дж. Бэрда, канадские санкции против Ирана будут действовать до тех пор, пока не будет достигнуто окончательное соглашение, указывающее на то, что Тегеран отказался от амбиций обладать ядерным оружием.
Исключительно положительно к женевскому компромиссу отнеслись Россия и Китай. Последний покупает иранскую нефть, а в будущем сможет покупать и газ. Но, что выгодно Китаю, невыгодно России. Москва все это время поддерживала Тегеран, но все это может вылиться для нее в экономические проблемы. Иран обладает обширными запасами газа в Персидском заливе, и если санкции будут окончательно сняты, а наряду с этим Тегеран получит доступ к современным газодобывающим технологиям, «Газпром» столкнется с серьезной конкуренцией на мировом газовом рынке.
Поэтому радость Кремля за Иран скорее идеологического свойства. Россия поддержала Тегеран в основном в контексте борьбы с западным миром как автором глобальных правил игры. Кроме того, ее министр иностранных дел С. Лавров подчеркнул, что соглашение с Ираном отменяет потребность в дислокации элементов системы ПРО США в Европе (хотя Москва изначально не верила в это объяснение).
Таким образом, от соглашения в Женеве выиграл прежде всего Иран, так как финансовая нестабильность и социальное недовольство составляют для иранского руководства бóльшую опасность, нежели мифические угрозы, справиться с которыми Тегерана смог бы с помощью ядерного заряда. Победителями себя ощущают и страны Запада, которые очень боялись нового конфликта на Ближнем Востоке. Наконец, к оставшимся в выигрыше себя причисляет и Россия, поскольку считает, что не позволила Соединенным Штатам диктовать свои условия в регионе.
Проигравшими себя чувствуют Израиль и Саудовская Аравия. То, что США смягчили свою позицию по Ирану, еврейское государство расценивает как предательство, а обида Саудовской Аравии связана в первую очередь с борьбой за влияние в регионе: американо-иранский военный конфликт ослабил бы геополитическое региональное влияние Ирана, которое сегодня является огромным.