Польша и США на следующей неделе объявят о вводе сухопутных войск в Польшу. Этот шаг предпринимается в рамках программы расширения присутствия НАТО в Центральной и Восточной Европе в ответ на события на Украине. Об этом рассказал министр обороны Польши Томаш Семоняк, который посетил Washington Post в пятницу после встречи с главой оборонного ведомства США Чаком Хейгелом в Пентагоне.
Семоняк заявил, что это решение было принято на уровне политиков, и сейчас военные работают над деталями плана. К тому же, планируется усиленное сотрудничество в сфере воздушной и кибербезопасности, а также в других сферах. Польша будет играть в этом ведущую роль «под патронажем США», сказал он.
Однако министр обороны также отметил, что любая немедленная реакция НАТО на российскую агрессию на Украине менее важна, чем долгосрочные изменения в подходе к обороне Европы и Америки. США, заявив о своем «повороте» к Азии, должны сначала повернуться к Европе, а европейские страны, которые снизили затраты на военные нужды, должны поменять свой подход к этому вопросу, считает министр.
«До недавнего времени считалось, что в Европе больше не угроз и необходимости военного присутствия США в этом регионе, – заявил Семоняк, говоря с помощью переводчика. – Недавние события показывают, что необходим «разворот», и что Европа находилась в безопасности, потому что там была Америка».
Насколько вероятно увеличение расходов на оборону? По словам Семоняка, эту идею поддержали на недавней встрече министров обороны стран Европы. «Сейчас они вернутся к своим президентам, премьерам и министрам финансов, и это решение перестанет казаться легким, – признал он. – Однако стимул очень силен».
Самым важным побудительным мотивом, по его словам, является даже не нелегальное присоединение Крыма к России, а открытая ложь президента Владимира Путина о действиях его страны на Украине и демонстрация новой доктрины, разрешающей России вторгаться в любую страну, где русскоговорящее население якобы находится в опасности. Это ставит под угрозу балтийские страны, которые являются членами НАТО. Еще большую угрозу это представляет для Молдовы, Белоруссии и стран Центральной Азии, которые в альянс не входят, сказал он.
Семоняк, как и президент Обама, считает, что слишком рано судить о том, смогло ли женевское соглашение снизить градус напряженности. «Спецоперация России на востоке Украины пошла не так, как планировалось», – считает польский министр обороны и отмечает, что Путин, возможно, решил поиграть в более долгую игру.
«У него есть различные инструменты влияния на украинские события», – говорит Семоняк. Запасной план — это прямое военное вторжение, однако «политические, военные и финансовые последствия такого шага были бы огромными», считает он. 46-летний министр напомнил, что еще до недавнего времени в НАТО задумывались над тем, в какой миссии альянс будет задействован после выхода из Афганистана. «Сейчас у нас есть ответ на этот вопрос», – сказал он.