Когда Евросоюз пять лет тому назад запустил программу «Восточное партнерство», все должны были хорошо понимать, для чего она предназначалась: вывести из постсоветского торгово-экономического блока всех членов Содружества Независимых Государств за пределами Центральной Азии, кроме России, и добиться изоляции России не только в Европе, но и на постсоветском пространстве.
Шесть стран, бывших и до сих пор остающихся целью «Восточного партнерства», которое пользуется поддержкой Америки, стремящейся завершить процесс так называемой евроатлантической интеграции, и что очень важно, включить новых членов в состав Североатлантического альянса, находятся в Европе и на Южном Кавказе. Это Белоруссия, Молдавия, Украина, Армения, Азербайджан и Грузия. В то время, когда на Совете ЕС по общим вопросам и внешним связям в мае 2008 года была впервые предложена программа «Восточное партнерство», все шесть бывших советских республик являлись членами СНГ.
Три месяца спустя грузинский режим Михаила Саакашвили начал полномасштабное наступление против Южной Осетии, которое совпало по времени с церемонией открытия Олимпийских игр в Пекине, и тем самым спровоцировал пятидневную войну с Россией. Вскоре после этого Грузия инициировала процесс выхода из СНГ, который был завершен официально через десять дней после начала той августовской войны.
В марте этого года, вскоре после силового свержения украинского президента Виктора Януковича, парламент Украины под руководством путчистов внес предложение о выходе из СНГ.
Очевидная цель «Восточного партнерства» состоит в том, чтобы добиться ликвидации СНГ, Таможенного союза в составе России, Белоруссии и Казахстана, и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая является единственным многонациональным военным механизмом по обеспечению безопасности на постсоветском пространстве, объединяя в своих рядах Россию, Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Таджикистан.
Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, которое 21 ноября прошлого года было отвергнуто украинским правительством, что якобы стало причиной протестов, а позднее - кровавых и даже смертоносных атак оппозиционных сил, планировалось подписать под эгидой «Восточного партнерства».
Киевская хунта сейчас исправит «ошибку» прежней администрации под диктатом своих западных спонсоров, и кроме того, аналогичные соглашения будут вскоре подписаны прозападными правительствами Молдавии и Грузии.
Из шести стран, включенных в «Восточное партнерство» ЕС, четыре входят в созданный по инициативе США блок ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия), а остальные две являются единственными не центральноазиатскими странами-членами ОДКБ (если не считать Россию) — это Армения и Белоруссия. Как я уже отмечал в своей статье пять лет назад, Вашингтону и Брюсселю сначала понадобится осуществить так называемые цветные революции в двух последних странах, к чему они, несомненно, активно готовятся после неудачной васильковой революции 2006 года в Белоруссии и нарциссовой революции 2008 года в Армении. (А также революции «Твиттера» в 2009 году в Молдавии.)
Итак, в настоящий момент западная триада в составе США, ЕС и НАТО сосредоточилась на трех кандидатах «Восточного партнерства» с наиболее многообещающими перспективами — это Украина, Молдавия и Грузия. Интеграция с ЕС, как и всегда, будет осуществляться одновременно с усовершенствованными индивидуальными планами партнерства, а впоследствии с программами подготовки к членству в НАТО.
Западные представители мечутся между столицами стран-кандидатов из «Восточного партнерства» за исключением Белоруссии, правительство которой, похоже, заняло выжидательную позицию, наблюдая за тем, в какую сторону подует ветер. Поэтому есть смысл проследить за траекториями их перемещений, маршрутами и повестками.
Грузинский министр обороны Ираклий Аласания целых две недели околачивался в Вашингтоне (что само по себе беспрецедентно) после выступления в Атлантическом совете (Atlantic Council) и встреч с министром обороны Чаком Хэйгелом (Chuck Hagel) и вице-президентом Джозефом Байденом. В последний день своего пребывания в столице он провел встречу с заместителем госсекретаря по европейским и евразийским делам Викторией Нуланд. Ну, типа получал приказ на наступление. В официальном заявлении по итогам встречи отмечается, что эти двое и их делегации обсудили вопросы «партнерства в оборонной сфере» и «события на Украине». Безусловно, между этими вещами существует определенная связь.
Когда глава грузинского оборонного ведомства находился в американской столице и призывал НАТО развернуть у него в стране системы зенитных, противотанковых и прочих вооружений (это было 30 апреля на ежегодной конференции Атлантического совета), спецпредставитель генсека НАТО по Кавказу и Центральной Азии Джеймс Аппатурай (James Appathurai) приехал в Тбилиси, где подтвердил, что Североатлантический альянс «еще больше приблизит» Грузию к полноправному членству, а также поддержал предложение Аласании о направлении военной техники в эту страну.
8 мая после посещения Молдавии и Украины в Грузию приехал министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг, который подтвердил, что его страна всем сердцем поддерживает «евроатлантическую траекторию движения Грузии и ее территориальную целостность». Последнее — это зловещий намек на планы грузинского правительства подчинить себе независимую Абхазию и Южную Осетию.
Он также призвал Грузию к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС в соответствии с планом в следующем месяце. Когда Хейгу задали вопрос по поводу призыва Аласании о размещении военных средств НАТО в Грузии, он поддержал эту идею, заявив: «Конечно, мы за дальнейшее развитие сотрудничества между Грузией и НАТО».
После отъезда британского министра иностранных дел в Тбилиси прибыл канцлер министерства обороны Эстонии Микк Марран (Mikk Marran), чтобы обсудить программы обучения, предназначенные для ускорения процесса вступления Грузии в НАТО.
В марте Марран выступил в Министерстве обороны Эстонии и заявил: «Наилучшее решение для укрепления натовского присутствия и сдерживания, наряду с включением базы Эмари в миссию Baltic Air Policing, - это постоянное присутствие подразделений сухопутных войск стран-союзниц в прибалтийских государствах».
Затем он, похоже, координировал действия кораблей на Черном море, которые прибыли туда в дополнение к силам, уже развернутым на Балтике.
13 мая в грузинскую столицу прибыл президент Франции Франсуа Олланд, посетивший до этого Азербайджан и Армению. Глава французского государства набирал дополнительные войска для военной миссии Франции в Центральноафриканской республике, а также решал другие задачи. Находясь в Тбилиси, он вторил высказываниям Уильяма Хейга, обещая, согласно сообщениям местных СМИ, «поддержать подписание соглашения об ассоциации между ЕС и Грузией, а также ... грузинскую территориальную целостность». (Хейг, кроме того, поблагодарил Грузию за то, что она помогает натовским войскам вести войну в Афганистане и пополняет войска ЕС в ЦАР.)
На следующий день в Грузию прилетел председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей, чтобы встретиться с руководством страны. Находясь там, он заявил, что подписание соглашения об ассоциации между ЕС и Грузией 27 июня в Брюсселе - «это не конечная цель нашего сотрудничества».
Ромпей, как до него Хейг, прилетел в Грузию через Украину и Молдавию. Если придет ЕС, сможет ли НАТО отстать от него? Или все будет в другой последовательности?
Председатель Европейского совета признался представителям местной прессы, что «тревожная ситуация в регионе» обсуждалась на встречах с принимающей стороной, и что ЕС намерен «увеличить издержки для России» в экономическом, политическом и иных планах.
Как сообщает вебсайт Civil Georgia, грузинский премьер-министр Ираклий Гарибашвили ответил ему очень по-натовски и по-евроатлантически:
«Что касается нынешних трудностей в регионе „Восточного партнерства“, — сказал он, — мы ждем от ЕС более активных действий».
«Мы верим, что ЕС будет оказывать больше содействия, помогая странам „Восточного партнерства“, которые сделали свой европейский выбор».
«Целостная и свободная Европа пока не построена, но мы надеемся, что единый, сильный и успешный Евросоюз будет играть активную роль в достижении этой цели».
Целостная и свободная Европа — это броская фраза, а лучше сказать, кодовый язык, которым впервые воспользовался президент Джордж Буш в западногерманском Майнце в 1989 году.
Нынешняя конференция Атлантического совета (это ведущий аналитический центр по продвижению идей НАТО), которая недавно завершила свою работу, проходила под названием «К целостной и свободной Европе».
Среди награжденных советом за международное лидерство был коллега ван Ромпея по ЕС Жозе Мануэл Баррозу.
Наш мир - большой и многолюдный. Западная клика, помешавшаяся на идее мирового господства и вознамерившаяся править народами мира, немногочисленна и очень узка по своему составу, но она дьявольски целеустремленна и безжалостна в достижении своих эгоистических целей.