Кризис на Украине привлек к себе значительное внимание из-за того влияния, которое он может оказать на военную, политическую и экономическую сферы во всем мире. Вступая в конфронтацию с Россией, США и Европа вновь возвращаются к тем геополитическим ориентирам, которые хотелось бы оставить в прошлом. После того как Крым стал территорией России, мир застыл в ожидании результатов территориальных споров в Восточной Украине, на границе с Россией, где проживает большая часть рускоязычного населения Украины.
Каковы интересы Бразилии в отношениях с Украиной?
У Бразилии мало общего с такой далекой от нас страной как Украина. При правительстве Лулы Бразилия сотрудничала с Украиной с целью развития программы по запуску коммерческих спутников с космодрома в Алкантаре (Alcântara). Для этого было создано в равных долях совместное предприятие Alcântara Cyclone Space (ACS). Бразильская сторона уже истратила 918 миллионов долларов, но к середине 2013 года СП не работало и в пол силы. Потребовалось увеличить капиталовложение. Тем не менее, нет никаких конкретных результатов до сих пор.
В чем же была идея такого сотрудничества? Бразилия хотела воспользоваться опытом и знаниями украинцев в создании ракетоносителей для запусков спутников. При удачном раскладе можно было бы дальше развивать космическую отрасль своими силами.
Но переговоры с Украиной пошли странно и окружены обстоятельствами, которые показывают, насколько в последние годы наплевательским было отношение ко многим проектам, имеющим стратегическое значение для страны.
Космическая программа Бразилии по созданию ракеты-носителя для отправки в космос спутников и коммерческого использования космодрома в Алькантаре вывела Бразилию на мировой рынок, где на рынке запусков спутников связи доминируют с долей в 85% американские компании. Для выхода Бразилии на этот рынок, тогдашнее правительство под руководством Фернанду Кардозу договорилось с американцами о гарантиях защиты технологии. Оставалось только подписать соответствующий договор.
По идеологическим причинам, Партия трудящихся, находившаяся тогда в оппозиции, а затем ставшая во главе страны, была против этого. В итоге, в Конгрессе США процесс застопорился, и вопрос был отложен.
Когда правительство Лулы захотело продолжить развивать проект, выяснилось, что надо снова обсуждать, утрясать и подписывать соглашения о гарантиях защиты технологии и теперь не только с США, но и с правительством в Киеве. Между прочим стало известно, что Украина намекала Вашингтону, что соглашение о гарантиях защиты технологии с Бразилией стоило бы возобновить, поскольку украинская ракета включает в себя и американские компоненты. Таким образом, ракету-носитель Циклон можно было бы запускать с Алькантары , если бы соглашение между Бразилией и США было в силе.
А в планах было уже второе соглашение, которое должно было облегчить драконовские положения по ограничению доступа бразильских властей к украинскому оборудованию и расширить сотрудничество для совместной разработки новой ракеты-носителя (Циклон V).
Это комедия ошибок уже более 15 лет не дает запустить в действие бразильскую программу коммерческого использования космодрома в Алькантаре. Разве не знали бразильские власти, что соглашение с США необходимо для реализации проекта с Украиной?
Проблемы на этом не заканчиваются. Компания, которая теоретически будет заниматься производством ракет-носителей коммерческих спутников, расположена в промышленной зоне Украины, как раз там где преобладает русскоязычное население и набирает силу конфликт. Во времена СССР Москва способствовала переезду русских в этот регион, являвшийся на тот момент частью страны под названием Советский Союз, для работы на военно-промышленный комплекс. И что теперь делать, если эта территория войдет в состав России?
Также становится ясно, что Украина не в состоянии внести свою финансовую долю в СП из-за тяжелого положения в экономике, и такого рода проекты подпадают под сокращение.
Кроме того, переговоры с Украиной имели четкую идеологическую мотивацию — избежать зависимости от США . Вся эта работа столь неуклюже проведенная стала еще одним примером, какие ошибки можно совершить по партийно-политическим соображениям. Инвестиции, сделанные бразильским правительством не будут возвращены, а хаос внутри Украины сводит на нет любые попытки возобновить проект.
Ситуация с соглашением о защите технологии с США, после визита президента Барака Обамы в Бразилию в 2011 году, тоже претерпело изменения и должно быть вновь представлено американцам на согласование.
Однако, переговоры по соглашению парализованы, как и многое, что действительно важно в отношениях с США. Решение президента Дилмы Русеф нормализовать двусторонние отношения только после извинений Обамы за беспардонную слежку со стороны Агентства национальной безопасности (АНБ), затрудняет выход из кризиса между двумя странами. Поскольку извинения вряд ли будут принесены , многие важные для бразильцев вопросы, теперь будут пылиться в закромах бюрократического аппарата МИДа.
Присоединение Крыма к России и беспорядки в нескольких городах Украины также не позволяют надеяться на быстрое решение в вопросе сотрудничества с Украиной. Это тоже можно записать на счет внешней политики бразильского МИДа.
Паралич бразильской дипломатии можно объяснить рядом факторов. Первый из них — членство Бразилии в БРИКС , блоке который состоялся как определенная сила в мире, с ежегодными встречами президентов и министров стран, в него входящих (очередная встреча, кстати, состоится в Бразилии в июле). Это не позволяет Бразилии занимать определенную позицию по ряду внешнеполитических вопросов. Второе — сложность решения той путаницы , с которой мы сталкиваемся из-за соглашения о сотрудничестве в центре запусков ракет в Алкантаре.
Третий — сознательная политика Дилмы, нынешнего президента Бразилии, по уменьшению роли родной страны во внешней политике и отсутствию активного участия Бразилии на международной арене.
Становится все более очевидной необходимость в пересмотре внешней политики. Нужна новая концепция , которая восстановит влияние МИДа Бразилии, и позволит избегать ситуаций подобных той, что произошла с вопросом сотрудничества с Украиной, и восстановит голос и присутствие Бразилии за рубежом.
Рубенс Барбоса является президентом Совета торгово-промышленной палаты.