«По имеющимся данным, Россия и Иран подписали секретное соглашение о масштабном сотрудничестве в области космических исследований», — сообщает телеканал RT, предположительно обладающий глубокими знаниями о таких тайных сделках. Далее он отмечает, что масштабы соглашения чрезвычайно обширны — «от подготовки иранских космонавтов в России до производства наземного оборудования и спутников связи для Ирана».
О том, что привело к такой усиливающейся политической близости между двумя странами, мы узнали от RT, который цитирует российскую газету «Известия», сообщившую о том, что «стимулом для предполагаемой сделки стали санкции Запада против России в ответ на ее позицию в украинском кризисе».
Итак, сейчас совместные космические проекты в регионе продвигает геополитика.
Как нам удалось узнать, спутниковая часть соглашения «представляет наибольший интерес для Тегерана». Россия «пообещала предоставить в его распоряжение образцы снимков Земли, сделанные спутниками „Ресурс-ДК“ и „Ресурс-П“, которые позволяют делать фотографии с разрешением до 70 см на пиксель».
Что это, эхо ушедшей холодной войны, или ее новая версия? Старший политический аналитик Aljazeera Марван Бишара (Marwan Bishara) уверенно заявляет, что это не холодная война: «Говорить сегодня о холодной войне довольно абсурдно».
А если это не холодная война, то что?
От геополитики к космополитике
Из вышедшей недавно в журнале The International Journal of Space Politics & Policy статьи мы узнали о «неподтвержденных секретных программах», которые, очевидно, остались «загадкой, не дающей полного представления о деятельности в космосе и возможности исследовать космополитику. О засекреченных по закону программах официально не сообщают, и они остаются недоступными для всех, за исключением тех, у кого имеется действующий допуск к информации о их реализации».
Если говорить более конкретно, то в США «негласные программы особого доступа», наличие которых отрицается, являются самыми засекреченными программами, которые проводят военные и разведка. Такая же степень допуска необходима и частным подрядчикам, работающим с военным и разведывательными ведомствами над секретными программами«.
С учетом размаха этих исследований становится вполне очевидно, что область геополитики вышла далеко в открытый космос, где сегодня прочерчиваются новые рубежи будущих войн.
«Значимость космоса для национальной безопасности возрастает, — пишут авторы статьи в журнале The International Journal of Space Politics & Policy, — и поэтому можно предположить, что и количество таких негласных программ, относящихся к космосу, также будет существенно увеличиваться по сравнению с сегодняшним днем. Это требует применения необходимых концептуальных инструментов и методологической гибкости при исследовании негласной деятельности в космосе».
А пока специалисты по космической политике и ученые пытаются разобраться в нашем опасном и губительном будущем, нам на Земле приходится самим заботиться о себе.
Геополитика нашего существования на Земле стала сегодня явно космической. Чтобы уйти от своих внутренних бед и неурядиц, такие страны как Россия и Иран — и конечно, Китай с США — сосредоточили внимание на геополитике своих регионов. А оттуда лишь один шаг до открытого космоса.
От закрытых тайников киберпространства и до самых темных уголков открытого космоса геополитика неспокойных частей нашего мира то производит взрывы, то приводит к обрушениям, угрожая судьбе всего человечества. На одном конце мы превратились в свой киберпространственный профиль, а на другом оказались стертыми в пыль космической политики. Поджигатели войны от Москвы до Вашингтона, а также оппортунисты от Пекина до Тегерана объединились с целью выхолащивания человечества.
Включение исламской республики в агрессивную милитаризацию космоса означает, что региональная геополитика сегодня проводится с применением инструментов космической политики. Израиль уже победил Иран в этой игре.
«Некоммерческая организация SpaceIL, поставившая перед собой задачу посадить на Луне первый космический корабль Израиля, сообщила в среду, что получила грант на 16,4 миллиона долларов от фонда американского магната индустрии азартных игр Шелдона Адельсона (Sheldon Adelson)», — сообщает агентство Reuters.
Кроме того, в газете Haaretz мы читаем следующее: «По сообщению Министерства обороны, в среду вечером Израиль запустил в космос свой десятый спутник. В четверг перед рассветом спутник вышел на заданную орбиту». Спутник носит название Ofek 10 и входит в состав группировки разведывательных спутников, собирающих информацию в военных целях. По данным Армии обороны Израиля, каждый спутник совершает ежегодно около 800 разведывательных витков, тратя на эти цели 64000 минут полета в год.
Итак, нашу земную политику выводят в космическое пространство не только США, Китай и Россия, но и их сателлиты, такие как Израиль и Иран.
Вековая мудрость как никогда уместна для предсказания сегодняшней судьбы человечества. По мере того, как наши правители все больше втягивают нас в эти «звездные войны», нам надо напоминать им о том безобразном следе, который они оставляют здесь, на Земле. Несравненный персидский поэт и прозаик 13-го века Саади в своем шедевре «Гюлистан» приводит короткий анекдот: «Как-то раз приходит астролог домой и видит у себя в постели мужчину со своей женой. Он начинает ругаться и браниться, разгорается скандальная драка. В этот момент мимо проходит мудрец, который говорит астрологу: «Как ты, черт возьми, можешь что-то знать о происходящем на небесах, если понятия не имеешь, кто лежит в твоей постели?»
Хамид Дабаши — профессор иранских исследований и сравнительной литературы, работающий в Колумбийском университете в Нью-Йорке.
Изложенная в статье точка зрения принадлежит ее автору и может не отражать редакционную политику Al Jazeera.