Новый год принес Украине новые несчастья. Сепаратисты, поддержанные российскими войсками, начали наступление в Донецке и Луганске. Дипломатические усилия не помогли ни урегулировать конфликт, ни даже установить прочное перемирие. Прекращение огня практически сорвалось. Запад, включая Соединенные Штаты, должен оказать Украине серьезную помощь, если он не хочет, чтобы ситуация усугубилась еще сильнее. Это означает, что нам следует прямо сейчас выделить реальные средства на поддержку украинской обороны.
После того, как в августе в бои на Восточной Украине вмешались регулярные подразделения российской армии, в Минске 5 сентября были заключены договоренности о прекращении огня. Впрочем, они с самого начала соблюдались плохо. Через линию фронта регулярно происходили обстрелы.
В этом месяце затихшие в декабре бои снова возобновились. Лидер так называемой Донецкой Народной Республики недавно заявил, что он намерен отвоевать всю Донецкую область. На следующий день сепаратисты — вероятно, при поддержке российских вооруженных сил — обстреляли ракетами город Мариуполь, убив около 30 мирных жителей.
Москва ничего не сделала для мирного урегулирования конфликта. Вразрез с минскими договоренностями она не вывела с Украины свои вооружения и не обеспечила безопасность украинско-российской границы. Российский президент Владимир Путин продолжает отрицать, что его войска участвуют в боях на Украине, хотя по российскому телевидению показывают воюющих солдат с российскими знаками различия.
Судя по всему, Кремль хочет, чтобы конфликт продолжал теплиться. Это позволит Москве оказывать давление на украинское правительство и дестабилизировать ситуацию на Украине.
Для Запада дело не только в Украине. Россия нарушила нормы, почти 70 лет поддерживавшие мир, стабильность и безопасность в Европе, и насильно перекроила границы. Если Запад не даст ей отпор, он может столкнуться в других местах с вызовами — вплоть до вооруженной агрессии — со стороны России, требующими намного более дорогостоящих противодействий.
Сейчас Соединенные Штаты и Европейский Союз отвечают на российскую агрессию экономическими санкциями. Эти санкции наносят серьезный ущерб российской экономике, но своей политической цели они пока не достигли — Москва по-прежнему не стремится к полноценному урегулированию на основе переговоров.
Соединенные Штаты также предоставляют Киеву военную помощь. Однако в настоящее время ее объем составляет лишь 120 миллионов долларов, и она носит сугубо нелетальный характер.
Чтобы заставить Россию изменить курс, Вашингтон должен приложить больше усилий. Ему следует предоставить украинским военным средства, позволяющие сделать цену дальнейшей агрессии настолько высокой, что Путин и российская армия откажутся от эскалации конфликта.
Восемь бывших американских практикующих специалистов по национальной безопасности — авторы этой статьи, плюс бывший представитель США в НАТО Иво Даалдер (Ivo Daalder), бывшая заместитель министра обороны Мишель Флурной (Michèle Flournoy), бывший посол США на Украине Джон Хербст (John Herbst), бывший помощник заместителя министра обороны Ян Лодал (Jan Lodal), бывший командующий силами НАТО в Европе Джеймс Ставридис (James Stavridis) и бывший заместитель главы Европейского командования ВС США Чарльз Уолд (Charles Wald) — совместно подготовили некоторые рекомендации, которые следует незамедлительно воплотить в жизнь. (Они также будут опубликованы в понедельник в докладе «Сохранить независимость Украины и дать отпор российской агрессии: что Соединенные Штаты и НАТО должны сделать» («Preserving Ukraine’s Independence, Resisting Russian Aggression: What the United States and NATO Must Do»).)
Во-первых, Белый дом и Конгресс должны выделить на оборону Украины серьезные деньги: 1 миллиард долларов на военную помощь в этом финансовом году и еще по миллиарду в 2016 и 2017 финансовых годах. Конгрессу следует не только одобрить помощь, как он сделал в прошлом году, приняв Закон о поддержке украинской свободы, но и позаботиться о ее финансировании.
Во-вторых, правительство США должно изменить свою политику и начать поставлять на Украину оружие летального действия. Безусловно, большая часть средств пойдет на нелетальное вооружение. Скажем, украинская армия отчаянно нуждается в контрбатарейных радарах, которые позволяют выявлять источники вражеских ракетных и артиллерийских обстрелов, служащих причиной примерно 70% украинских потерь.
Однако украинцам также нужны оборонительные средства — в частности, легкие противотанковые вооружения. Противотанковым ракетам, пролежавшим в украинских арсеналах, - больше 20 лет, и изрядная их часть уже вышла из строя. Американское противотанковое оружие было бы крайне полезно.
В-третьих, правительство США должно призвать другие страны НАТО помочь Украине. В первую очередь, речь идет о странах, которые используют советскую технику и вооружение, совместимые с имеющимися у Украины техникой и вооружением. Мы считаем, что, если США начнут поставлять Украине оружие летального действия, другие страны НАТО последуют их примеру.
Это срочный вопрос. В течение трех месяцев на Украине наступит весна, и тогда бои могут вновь усилиться. Мы должны помочь украинцам это предотвратить.
Стивен Пайфер — старший научный сотрудник Института Брукингса, бывший посол США на Украине.
Строуб Тэлботт — президент Института Брукингса, в 1993-2001 годах был заместителем госсекретаря США.