Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Поведение российских летчиков шведам непонятно

© AP Photo / 332-Squadron of the Norwegian Air Force/Scanpix, HOИл-76 и Миг-31 в небе над Норвегией
Ил-76 и Миг-31 в небе над Норвегией
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
И вот во время маневров, когда шведский истребитель приблизился к российскому самолету, последний выпустил сигнальную ракету. Один из элементов сигнальной ракеты пролетел в непосредственной близости к кабине самолета Jas39Gripen. Все могло бы закончиться очень плохо.

В четверг на пресс-конференции Вооруженных Сил Швеции, проходящей в Альмедалене, стали известны подробности инцидента с российским истребителем, который, по данным ВС Швеции, отстреливал ложные тепловые цели/(ЛТЦ) в направлении шведского военного самолета.

Напомним, новые данные о действиях России против Швеции в воздушном пространстве над Балтийским морем верховный главнокомандующий Вооруженными Силами Швеции, Сверкер Йоранссон (Sverker Göranson) озвучил, выступая на семинаре по политике безопасности, который проходил на острове Готланд, в рамках политической недели в Альмедалене.

Он рассказал об инциденте, случившемся прошлой осенью. Тогда, по информации шведских Вооруженных Сил, российский истребитель отстреливал ЛТЦ в направлении шведского военного самолета.

Информация вызвала широкий резонанс в шведских медиа и политических кругах. Возникло много вопросов, относительно того, почему о случившемся стало известно только сейчас? Почему не был проинформирован комитет Риксдага (парламента Швеции — прим. ред.) по обороне? Были ли тепловые цели выпущены в направлении шведского истребителя, или же российские военные самолеты отрабатывали маневры между собой, во время учений нал Балтикой?

Эти и другие вопросы корреспондент Radio Sweden Андерс Люндберг, который находится сейчас в Альмедалене, задал участникам пресс-конференции.

Микаель Буден (Micael Byden), главнокомандующий Военно-Воздушными Силами Швеции, рассказал, что всего случаев было два: первый — в августе прошлого года, а второй  — в сентябре. Оба инцидента имели место в нейтральном воздушном пространстве. Оба российских самолета — транспортные воздушные судна.

«Мы заметили летящий транспортный самолет, немного меньше размером, чем «Геркулес» и подняли в воздух истребители Jas39Gripen. Это обычная практика, мы взлетаем, чтобы убедиться и подтвердить, что это именно тот самолет, о котором мы думаем», — сообщил Буден.

Как правило, когда два иностранных воздушных судна подлетают близко друг к другу, они начинают маневры, посылают друг другу сигналы, которыми передают то или иное сообщение, например, показывают «мы вас видим» или «мы не хотим, чтобы вы подлетали ближе», объясняет главнокомандующий ВВС.

«И вот во время таких маневров, когда шведский истребитель приблизился к российскому самолету, последний выпустил сигнальную ракету. И, по словам одного из наших пилотов, один из элементов сигнальной ракеты пролетел в непосредственной близости к кабине самолета Jas39Gripen. И в таком случае, все могло бы закончиться очень плохо», — отметил Буден. — Это не просто свет и тепло, это металл, который, попав в самолет, мог его повредить. Такой риск исключать нельзя».

Вторая история, случившаяся в сентябре 2014 года, практически повторяет первую, с той только разницей, что на этот раз это был российский самолет ИЛ-76, что значительно больше по размеру, чем «Геркулес». Когда шведские истребители подлетели к нему, пилот выпустил ложную тепловую ловушку.

«Мы привлекли к этому внимание, потому, что подобную реакцию мы наблюдали впервые в нашей практике. Наши пилоты используют подобные средства только в пределах строго ограниченного пространства и в исключительных ситуациях», — уточнил Буден.

На вопрос, как они объясняют такое поведение российских летчиков, главнокомандующий ВВС Швеции ответил: «Мы не знаем. Это может быть чистая неосторожность, может быть плохой расчет. А может и сознательное действие, чтобы послать какое-то предупреждение, или поставить другого пилота в дурацкое положение. А может у них был приказ сверху».

Так был ли отстрел сигнальной ракеты и ложной тепловой ловушки направлен против шведских истребителей? Или эти действия произошли в рамках российских военных учений, в которых русские пилоты отрабатывали маневры друг с другом?

Как говорит Буден, в обоих случаях действия российских пилотов были направлены против шведской стороны. Но тут важно отметить, говорит он, что и другие страны в последнее время замечают подобное агрессивное поведение российских ВВС.

Есть ли какое-то визуальное подтверждение инцидентов, фотографии, или видео, которое Вооруженные Силы Швеции готовы представить общественности? Главнокомандующий ВВС Швеции отметил, что они решили не публиковать материалы такого рода именно потому, что считают, что достаточно любого изображения ЛТЦ, которое позволит наглядно представить, о чем идет речь.

Так почему же события почти годичной давности, стали известны только сейчас?

Не смотря на то, что Алан Видман, председатель комитет Риксдага по обороне, заявил в среду, что не был проинформирован о случившемся, Буден утверждает, что об инцидентах они сообщили сразу. «Мы обменивались информацией со всеми государственными ведомствами, к специфике которых она относится. То, что мы выбрали для себя, это не предавать широкой огласке, все то, что происходит на Балтике. Вместо этого, мы рапортуем об интересных и неординарных происшествиях, которые будут интересны не только шведским СМИ, но и шведскому народу», — уточнил Буден.

Последовала ли какая-то реакция шведской стороны на произошедшее? Был ли выражен протест действиями российских летчиков? «Предпринять какие-то особые действия в воздухе мы не можем. На уровне Вооруженных Сил мы зафиксировали эти происшествия, и теперь мы готовы к тому, что такое может происходить. Мы готовы к этому, но в то же время мы хотим ясно показать, что это то поведение, с которым мы сталкиваться не желаем», — подытожил Буден.