Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как в XIX веке неприличными считались публичные разговоры о сексе, так в начале XXI века табу в Европе стали разговоры о военных обязательствах. Почему ЕС способен устроить тренинг по сбору мусора, но не может продумать кампанию, которая бы формировала уважение к армии? Почему в странах НАТО не висят плакаты, напоминающие о принципе «Один за всех, все за одного»?

Чуть больше месяца назад на страницах польских газет, в том числе Rzeczpospolita, появилось сообщение об опросе, проведенном известной организацией Pew Research Center. Как показало исследование, половина граждан Германии, Италии и Франции не поддержали бы идею оказания военной помощи государствам-членам НАТО, если бы те пали жертвой агрессии Российской Федерации. За отказ от борьбы с гипотетической агрессией Путина высказались 58% граждан Германии, 53% французов и 51% итальянцев. За вооруженную помощь союзникам по Альянсу при этом высказались 56% американцев, 53% канадцев, 49% британцев и по 48% поляков и испанцев.

Тревожные выводы

Задуматься заставляет также географическое распределение одобрения идеи о поставках Украине вооружений. Такое решение поддерживают 50% поляков, но всего 19% респондентов из Германии, 22% — из Италии и 25% — из Испании. Вступление Украины в НАТО поддерживают 59% граждан Польши, 62% американцев, но всего 35% немцев и 36% итальянцев.

Подавляющее большинство жителей Западной Европы убеждены, что если союзникам по НАТО будет что-то угрожать, им с военной помощью придут США. В этом уверены 68% респондентов из Италии и Германии, 66% британцев и 65% французов. Что важно, поляки, которые сильнее других склонны придерживаться обязательств по совместной обороне в рамках НАТО, наиболее скептично относятся к заверениям, что американцы нам помогут. В этом уверено 49% наших сограждан.

Беспокойство вызывает также то, что в 2009-2015 годах резко снизился уровень поддержки НАТО в Германии: с 73 до 55%. В таких обстоятельствах исследование Pew Research Center должно служить польской общественности чрезвычайно важным показателем настроений в Европе. Однако ему было посвящено не так много аналитических статей, не услышал я и комментариев политиков. Неужели здесь на самом деле нечего комментировать?

Ведь выводы, напрашивающиеся после чтения данных опроса, мягко говоря, вызывают тревогу. В группе важнейших стран ЕС, а одновременно членов НАТО (Франции, Германии и Италии) большинство жителей совершенно открыто выражает мнение, что жертв российской агрессии нужно предоставить самим себе. Одновременно в этих странах сильнее всего рассчитывают, что в случае серьезной военной угрозы на помощь им придут именно Соединенные Штаты. Очередной, хотя лишь мнимый, парадокс показывает, что, несмотря на очевидные примеры агрессии Путина на Украине, опрошенные жители Франции, Германии и Италии все меньше верят в НАТО.

Страх перед Сталиным

Кто сегодня еще помнит, что НАТО появилось гораздо раньше Европейского союза и насчитывает больше членов? В 1949 году, когда создавался Североатлантический альянс, страх, что Сталин нападет на Запад, был огромным. Никто не сомневался, что армия, взявшая Берлин, способна дойти до Гибралтара. Во всей Европе ждали инцидента, который развяжет новую войну.

Англичане, оккупировавшие Италию, боялись атаки югославских сил коммуниста Иосипа Броз Тито. В Западном Берлине участников антигитлеровской коалиции поразила дорожная блокада, которую ввела советская сторона. Каждый полет американских транспортных самолетов мог закончиться вооруженным инцидентом, а тот — превратить холодную войну в настоящую. Мало кто помнит, как старался тогда канцлер Конрад Аденауэр, чтобы ФРГ с вновь созданным бундесвером вошла в новый союз — НАТО — в качестве полноправного участника. Западные немцы доказывали, что лишь страна, которая готова защищать свободу себя и других, может быть достойна доверия в качестве стабильной демократии. Эту убежденность подкрепила позиция жителей Западного Берлина, которые на фоне недружественных жестов СССР преодолели свое неприятие к западным оккупантам и начали считать их своими защитниками. Зимой 1948-49 года в замерзающем из-за блокады поставок угля городе шутили: «В Берлине холодно, но в Сибири еще холоднее». Многие французы, опасавшиеся коммунистического путча, тоже считали присутствие американских частей на своей земле гарантией стабильности.

Новое табу европейцев

Сейчас от этих настроений не осталось и следа. А большинство немцев, французов и итальянцев не видят связи между безопасностью и готовностью помогать другим. Членство в НАТО, которое раньше было поводом для гордости, стало реликтом прошлой эпохи и начало противоречить антимилитаристским настроениям. Хотя в этих странах давно отказались от призывной армии, это не изменило негативного отношения к заграничным военным миссиям. Более того, как показал упомянутый опрос, граждане Германии даже выступают против создания постоянных баз Альянса в восточных странах Европы. Они считают их фактором риска, который может вызвать недовольство России.

Характерен также подход французов, немцев и итальянцев к продаже оружия Украине. Сам факт предоставления вооружений жертве агрессии считается авантюризмом, а не помощью тем, кто защищает свою свободу. В свою очередь, американцы и поляки считают это естественной обязанностью демократических стран. Но это еще не все. НАТО превратилось в практически несуществующую в сознании большинства жителей Запада организацию. Если флаги ЕС висят на каждом шагу, то идея совместной обороны не вызывает никаких положительных эмоций. Много лет подряд даже говорилось о том, что нападать на страны НАТО некому. Нападение Путина на Украину мало что в этом плане изменило.

Возможно, тут нечему удивляться. Европейские институты занимаются пиаром: устраивают парады, конкурсы и специальные информационные бюро. А НАТО в общественном пространстве отсутствует. Неслучайно, пожалуй, исследованием готовности европейцев к борьбе занялась организация из США. И неслучайно результаты опроса не вызвали в Европе никакой дискуссии. А ведь они должны были стать отправной точкой для масштабной акции, которая бы объясняла европейцам важность обязанности взаимной обороны. Но ничего подобного не произошло. Как в XIX веке неприличными считались публичные разговоры о сексе, так в начале XXI века табу в европейских странах стали разговоры о военных обязательствах. Почему ЕС способен устроить тренинг по раздельному сбору мусора, но не может продумать общественную кампанию, которая бы формировала уважение к армии? Почему в странах-членах НАТО не висят плакаты, напоминающие о принципе «Один за всех, все за одного»?

Война войне

Ответ прост, но не слишком приятен для западных обществ. Европейцы из-за своей любви к удобству вытеснили из сознания мысль, что свобода — это ценность, которая существует лишь тогда, когда кто-то готов ее защищать. За исключением США, Канады, Великобритании, Франции и отчасти Польши большинство стран НАТО уже давно не принимали участия в реальных войнах. Конечно, Дания или Чехия отправляют небольшие подразделения на мирные, гуманитарные или стабилизационные миссии. Но с настоящей войной, как, например, в Афганистане, это не имеет ничего общего.

Вести настоящую войну способны только американцы, возможно, еще англичане и французы, но уже не немцы. Возможно, из этого следует сделать выводы? Сколько раз поляков высмеивали за идеализацию Америки? Между тем исследование Pew Research Center отчетливо показывает, что это, казалось бы, иррациональное расположение к США имеет реальную основу. Американцы подходят к идее взаимной военной помощи членов НАТО всерьез. И именно они оказываются достойны теплых чувств.

Америка — не идеал, она бывает циничной и коварной, но на фоне других западных стран она сохраняет больше всего близкого полякам понимания в отношении логики конфликта добра со злом, свободы с порабощением. Именно американцы сразу поняли, что поставка украинцам вооружений — это не только фактор усиливающий конфликт, но и средство формирования чувства достоинства у народа, который сражается за свою свободу. Политики и генералы из США решили после учений в странах Балтии выводить американские танковые подразделения не по воздуху, а проехать по дорогам Эстонии, Латвии, Литвы и Польши, чтобы подать предостерегающий знак России. Просто? Вроде бы да, но никто больше до такой идеи не додумался. Ни в Париже, ни в Лондоне.

Именно поэтому многие поляки больше верят, что союзнических обязательств будет придерживаться Вашингтон, чем какая-нибудь другая столица. И поэтому Польша должна помимо партнерства с США в рамках Североатлантического альянса подумать о двустороннем военном договоре. Не для того, чтобы ослабить наши связи внутри НАТО, а для того, чтобы усилить нашу безопасность дополнительными военными соглашениями.

Будет ли это гарантией, что нас никто никогда не предаст? Стопроцентной гарантии нет никогда. Но лучше укреплять сотрудничество с теми, чей народ готов сражаться за свободу, чем с теми, у кого такая идея уже не укладывается в голове.