Имея на руках план по экономическому регулированию, основанный на повышении налогов, Дилма Русеф ищет поддержки в Конгрессе. Все непросто.
В политике существуют лидеры и рядовые правители. Лидеры отличаются от рядовых правителей тем, как они противостоят кризисам. В трудные времена они способны разглядеть возможности для объединения страны вокруг обширных и необходимых структурных реформ. Иными словами, у них есть мужество делать то, что должно быть сделано. Примеры Билла Клинтона и Маргарет Тэтчер, столкнувшихся с экономическими кризисами и направившими свои страны по верному пути, могут только вдохновлять. Когда рейтинг Бразилии по классификации Standard & Poors снизился до спекулятивного уровня, в стране сложилась аналогичная ситуация. Как говорили в те дни, когда еще существовали телефонные будки, до всех вдруг дошло, что разразился серьезный кризис, — и этот факт лишил дара речи даже тех, кто по близорукости или из собственных политических интересов, настаивал на обратном. Кризис налицо, и есть четкое понимание того, что должно быть сделано. Экономисты разных мастей, включая Бернарда Аппи (Bernard Appy), который семь лет проработал в правительствах РТ (Партии трудящихся), сходятся в главном: настало время сократить расходы в краткосрочной перспективе, провести структурную реформу в долгосрочной перспективе и избежать повышения налогов, которое может еще больше усугубить ситуацию. Между тем, Дилма Руссефф не оказалась тем лидером, которого бразильцы ждали или в котором нуждались. Зная о том, что необходимо было сделать — сократить расходы — она этого не сделала. Зная, чего делать не следовало — повышать налоги — она тем не менее представила пакет мер, основанный на налоговых сборах, реализация которого, среди прочих эффектов, вызовет рост цен и безработицы.
За десять минут до объявления новых налоговых мер в западном зале дворца Планалту в понедельник, 14-го сентября, Дилма позвонила главе Палаты депутатов Эдуардо Кунье (PMDB-RJ). Последовал протокольный диалог, без лишних церемоний. «Я знаю, что вы против повышения налогов и воссоздания CPMF (Временного налога на финансовые операции), но я хотела бы предупредить, что пакет реформ включает в себя эту меру», — сказала Дилма. Кунья ответил сухим «хорошо». Дилма не ограничилась тем, чтобы спросить мнения Куньи. Президент, которую часто обвиняют в ее нежелании ввязываться в споры, дважды встречалась с группой парламентариев, руководителей и заместителей руководителей партий, поддерживающих правительство. Она сама пригласила их, и все вместе обменивались шутками. В конце первой встречи, когда президент сказала, что позвонила бы и пригласила их еще на чашечку кофе, некоторые иронично поинтересовались: «Эй, а у вас разве есть номера наших мобильных?» «Не беспокойтесь, наш оператор найдет вас тем или иным путем», — ответила Дилма.
В этой политической инсценировке чувствовалось напряжение, которое невозможно было скрыть. Дилме необходимо убедить законодателей принять меры по регулированию государственных счетов. И большая часть предложенных ею корректировок предполагает повышение налогов. Правительство Дилмы в настоящий момент переживает то, что в медицинской практике зовется «феноменом Лазаря»: оно еще совершает политические движения, но это скорее конвульсии, непроизвольные спазмы без координации центральной нервной системой. Столько бы Дилма ни старалась, ей снова не удалось никого убедить.
Шансы того, что Планалту сможет утвердить возвращение CPMF, минимальны. Урезание собственной плоти — с вероятным слиянием министерств — считалось лишь дымовой завесой, чтобы исподтишка протолкнуть повышение налогов. «Это пакет мер “понарошку”, на практике ничего не сократится. Из всего, что правительство, по его заявлениям, собирается урезать, оно сократит лишь 2 миллиарда реалов собственных расходов», — говорит Эдуардо Кунья. Как только было объявлено о сокращении расходов, Планалту получил свидетельства того, что выйти победителем в Конгрессе будет нелегко. Тогда Дилма назначила семь губернаторов, которые отправились добиваться одобрения налога, по оценкам, способного принести казне по крайней мере 32 миллиарда реалов в год. Делегация во главе с губернатором Рио-де-Жанейро, Луишем Фернандо Пезау (Luiz Fernando Pezão), ратовала перед парламентариями за то, чтобы увеличить налоговую ставку в 0,20% до предложенных Дилмой 0,38%. Разница в 0,18% будет возвращена бразильским штатам. Оказанное давление, по-видимому, не принесло желаемых результатов ни в Палате депутатов, ни тем более в Сенате. Мифологическая категория национальной политики является властью губернаторов над фракциями депутатов и сенаторов от штатов. Эта власть остаточная. Она производит фотографии, заявления, но не меняет голоса в Конгрессе. Правительство говорит, что CPMF поможет заткнуть дыру в благосостоянии, а губернаторы утверждают, что она поможет штатам, но на самом деле, этот налог создаст проблему: компании будут вынуждены перекладывать часть затрат на стоимость конечного продукта. А кто будет платить по счетам? «Бразильский народ, конечно», — говорит сенатор от PT Паулу Паим (Paulo Paim).