Автобусы, работающие на сжиженном природном газе, экологичны, им не требуются большие топливные баки, а заправка длится всего несколько минут, пишет в своих новостях варшавская транспортная компания Miejskie Zakłady Autobusowe. Перевозчик хвалит автобусы марки Solbus из Сольца-Куявского, которые уже появились в столичном автобусном парке на улице Остробрамской. «Они оборудованы кондиционерами, электронными табло и системой видеонаблюдения». Заправка будет осуществляться на специальных мобильных станциях, которые прибыли из Германии. Не хвалится MZA только тем, что эта программа — результат контракта стоимостью 115 миллионов злотых (около 27,4 млн.евро, — прим.пер.), по которому газ Варшаве в течение десяти лет будет поставлять компания Gazprom Germania — немецкая «дочка» российского газового гиганта. MZA утверждает, что заявку на участие в тендере подал только консорциум с участием Газпрома.

Но Варшава — это не единичный случай. Автобусы, ездящие на газе от Газпрома, появились также на улицах Ольштына. Неделю назад Городское транспортное предприятие в Ченстохове подписало договор на поставку гибридных автобусов Solbus, работающих на газе. Другая связанная с Газпромом компания, Cryogas M&T Poland, выиграла тендер на строительство СПГ-заправки для обслуживания автобусов Предприятия муниципального хозяйства в городе Сьрем (Śrem) Великопольского воеводства. Cryogas ведет переговоры с крупными городскими перевозчиками, пользующимися автобусами с двигателями на СПГ, в частности, в Гдыне, Жешуве, Радоме и Тыхах. «Представители фирм приходят к перевозчикам и предлагают долгосрочные контракты. Купишь 10 автобусов, получишь бесплатно от Газпрома мобильную заправочную станцию. Купишь 30, Газпром инвестирует в стационарную станцию. Тоже бесплатно. К этому добавляется дешевый газ. Они гарантируют, что он всегда будет стоить вполовину меньше, чем дизельное топливо», — рассказывает человек, знакомый с тем, как идут такие переговоры. В Варшаве, которая купила 35 автобусов Solbus, чешская компания Chart Ferox уже возводит заправочную станцию по заказу Газпрома. Она появится в автобусном парке на лице Остробрамской и станет самой крупной в Европе.

Дела поправляются

Газпром создал в Польше сеть компаний, которые захватывают рынок транспорта. Одна из таких компаний — это Solbus из Сольца-Куявского и ее владелец Lider Trading. Фирма Solbus появилась в 2001 году, однако успехов на рынке она не добивалась. В 2010 году она попыталась создать автобус, работающий на сжиженном природном газе, но во время испытаний он сгорел, и компания оказалась на грани банкротства.

Владелец Solbus Антоний Слижак (Antoni Śliżak) подал заявку на банкротство. Тем временем министр экономики Вальдемар Павляк (Waldemar Pawlak) связал его с представителями Gazprom Germania. С того момента дела компании начали поправляться, но уже с новым владельцем — фирмой Lider Trading, которая, следует обратить внимание, также принадлежит Слижаку. Lider Trading купила марку, производство, занялась сервисом. В январе этого года суд по заявлению Шлизака отклонил договоренности компании Solbus с кредиторами, это значит, что она скоро будет объявлена банкротом, однако автобусы марки Solbus продолжат существование и будут выпускаться фирмой Lider Trading. Мы хотели поговорить с председателем компании Яцеком Кулигом (Jacek Kulig) о ее связях с российским Газпромом. «Я сейчас занят, иду на переговоры. Я отправлю вам смс с телефоном нашего начальника отдела маркетинга, он вам все расскажет», — отрезал он в разговоре. До сдачи этого номера в печать смс мы так и не получили. Именно Lider Trading вместо компании Solbus, находящейся в процессе банкротства, участвовала в тендере на поставку Варшаве городских автобусов, работающих на СПГ. Но сначала, в 2011 году она выиграла тендер в Ольштыне. В этом городе ее представляла другая компания Слижака — KDD Niemcz. Разумеется, в рамках консорциума с Gazprom Germania. Спустя два года Lider Trading выиграл тендер на поставку автобусов в Варшаву.

Мы спросили пресс-секретаря транспортной компании MZA, считает ли он положительным явлением то, что снабжать столичные автобусы газом будут россияне из Газпрома. «Варшавские автобусы работают на сжиженном природном газе. Альтернативным источником его поставок может стать газовый терминал в Свиноуйсьце с сырьем, поставляемым из Катара», — уклончиво ответил Адам Ставицкий (Adam Stawicki). Проблема в том, что MZA заключил договор на десять лет, так что о катарском газе можно пока забыть. Впрочем, в любом случае транспортировка голубого топлива из Свиноуйсьце в Варшаву была бы сложной операцией. «Газ поставлялся бы в Варшаву не по трубопроводу, а автоцистернами, которым пришлось бы пересечь половину страны», — говорит эксперт по рынкам нефти и газа Томаш Хмаль (Tomasz Chmal). По мнению экспертов, такие операции могут быть выгодны в случае крупных получателей, например, промышленных предприятий, но не в ситуации, когда клиентом выступает MZA с 35 автобусами.

Наш собеседник рассказывает об аннулированном тендере на поставку СПГ-автобусов в Тарнуве. Это любопытный пример, потому что условия тендера четко требовали, чтобы участвующая в нем компания за три последних года «реализовала поставки топлива общим объемом как минимум 1 млн. кг». «Таким требование отвечает только одна компания — Lider Trading. Впрочем, это единственная фирма в Польше, у которой есть СПГ-автобусы», — объясняет Хмаль. В июле Городское транспортное предприятие Тарнува аннулировало тендер, поскольку, как говорит наш собеседник, им заинтересовались спецслужбы. Был объявлен новый, на этот раз на дизельные автобусы. Его выиграла фирма Solaris. Однако Городское транспортное предприятие в Тарнуве заявляет, что вскоре купит также автобусы, работающие на СПГ. Впрочем, поражения не останавливают компанию Lider Trading и ее Solbus. В конце сентября фирма подписала в Ченстохове (единственное поступившее предложение) договор на поставку 40 гибридных автобусов с газоэлектрическим двигателем. «30 ноября мы покажем их на центральной площади в Ченстохове, и все жители смогут порадоваться факту, что благодаря новым машинам городские выбросы CO2 сократятся на 850 тонн в год», — рассказывает руководитель местного Городского транспортного предприятия Роман Болчик (Roman Bolczyk). Газпром там уже появлялся.

«У нас был их представитель. Он отлично говорил по-русски и по-немецки. Он хотел предложить нам заправочные станции, но условия были неприемлемыми. Кроме того он был заинтересован в продаже мобильных станций, а нас интересует стационарная», — объясняет Болчик. В итоге в Ченстохове подписали договор с консорциумом компаний Верхнесилезского предприятия обслуживания газовой отрасли (GZOG) из города Забже. Любопытно, что в консорциуме присутствует чешская компания Gas Control, которая совместно с находящейся под контролем Газпрома фирмой Venex занимается газовыми установками на заправках российского ЛУКОЙЛа. Ченстохова не заплатила за свою газовую программу ни единого злотого: город получил деньги на покупку автобусов, 66 миллионов злотых, (около 15,7 млн. евро, — прим.пер), в рамках программы Gazela Национального фонда охраны окружающей среды. Lider Trading намеревается получить деньги по этой программе за поставку автобусов в Гдыню.

Фонд и портал

Другая компания Газпрома — это Cryogas M&Tpoland, которой владеет кипрская Cryoenergy Limited. Еще недавно она открыто хвалилась в интернете тем, что «является одной из компаний Газпромбанка». Сейчас это сообщение пропало, что неудивительно, поскольку Газпромбанк стал одной из главных целей европейских и американских санкций. Компания Cryogas M&Tpoland не ответила на наши вопросы о своих связях с Газпромбанком. «Это показывает, что в санкциях есть “дыры”. Россия ищет по всей Европе компании, под прикрытием которых она сможет вести бизнес и продавать газ», — говорит главный редактор портала BiznesAlert Войчех Якубик (Wojciech Jakóbik). Cryogas адресует свое предложение муниципальным транспортным предприятиям и, в том числе городским, автоперевозчикам. По нашей информации, она предлагает СПГ-заправки за 3,5 миллиона злотых (около 833 000 евро, — прим.пер.) вместе с газом из Калининградской области с ценой на уровне 65% от стоимости дизельного топлива. Компания ведет переговоры с перевозчиками, которые пользуются автобусами, работающими на сжатом природном газе, так как возводимые ей станции позволяют заправлять автомобили как СПГ, так и КПГ. Своими проектами фирма занимается с Iveco Poland, которая до конца 2016 года собирается поставить 300 грузовых автомобилей, работающих на КПГ, и 100 тягачей, работающих на СПГ. Недавно четыре таких грузовика купила польская Ikea. А в городе Сьрем Cryogas возводит первую общедоступную автозаправочную станцию СПГ/КПГ. Ей будут, в частности, пользоваться новые, купленные у Iveco, муниципальные грузовые автомобили.

Разворачивается все при медиа-поддержке. В Польше работает Фонд Green Fuel и портал CNG Auto. Фонд приглашает представителей компании Gazprom Germania рекламировать преимущества сжиженного природного газа. На портале можно прочесть о плюсах использования газа в транспорте. Владелец у фонда и портала один и тот же. Любопытно, что фонд располагается в здании Промышленного института моторизации — исследовательского отдела, который подчиняется Министерству экономики. «Нас никаким образом не финансирует Газпром, но мы поддерживаем деятельность, направленную на популяризацию в Польше СПГ и КПГ. Мы приглашаем как руководителей Gazprom Germania, так и представителей польской нефтегазовой компании PGNiG. Газпром обслуживает два города в Польше, я думаю, в будущем их станет больше, так как сжиженный природный газ — это экологичное топливо», — говорит руководитель фонда и портала Бартоломей Каминьский (Bartłomiej Kamiński). Между тем он отказался представить финансовую отчетность, говоря, что это внутренние документы компании. «С взносами все не так, как вам кажется», — отрезал он.

Немцы говорят «nein»

Россияне пользуются европейскими требованиями в сфере выброса выхлопных газов. Европейские директивы требуют, чтобы к 2020 году в каждой агломерации появилась заправочная станция КПГ, а к 2025 на основных транспортных коридорах через каждые 400 км были созданы заправочные станции СПГ. Европейская комиссия считает этот вид топлива наиболее перспективным альтернативным горючим для транспорта. Поэтому ЕС займется софинансированием таких инвестиций. Газпром обладает здесь преимуществом, поскольку он знает, какие ставки записаны у него в договоре с PGNiG, и с легкостью их снижает. Газ поставляется с недавно построенной для этих целей станции в Калининградской области. Поэтому наибольшую активность компания проявляет на северо-востоке Польши. Из Калининградской области газ можно поставлять за половину той цены, которую предлагает компания PGNiG. Если она решит конкурировать с Газпромом, то Управление по защите конкуренции и потребителей обвинит ее в монополизации рынка, говорят наши собеседники. Они обращают внимание, что в конце года местные власти очередных городов объявят новые тендеры на автобусы, работающие на СПГ. И Газпром со своими демпинговыми ценами будет завоевывать рынок.

«В Польше нет единой энергетической стратегии. Если бы кто-то четко сказал, что важнее всего — цена, или наоборот, что важнее всего интересы государства и его безопасность, была бы ясность. Но ее нет. Разные государственные институты двигаются в разных направлениях. Местные органы власти руководствуются ценой и сознательно сотрудничают с Газпромом, потому что знают, что никто им этого не запретит», — говорит Томаш Хмаль. «В такой ситуации Управление по защите конкуренции и потребителей должно следить, не монополизирует ли кто-то рынок, предлагая демпинговые цены», — добавляет Роберт Зайдлер (Robert Zajdler) — сотрудник аналитического центра «Институт Собеского». Войчех Якубик между тем предупреждает, что польский бизнес может обжечься на сотрудничестве с Газпромом: «Это не солидный партнер, который учитывает интересы фирм, с которыми он взаимодействует. Это политическая рука Кремля. Через несколько лет, когда в Москве изменится настроение, Газпром может стать блокирующей силой. А сейчас он, конечно, возводит бесплатно заправки, отправляет студентов на стажировки, устраивает конференции и хочет продать как можно больше газа в Европу».

Интересно, что не везде дела у Газпрома идут так же хорошо, как в Польше. Он намеревался развить такую же сеть газовых заправок в Германии. Но Федеральное сетевое агентство Германии не дало разрешения на увеличение количества станций. Поэтому Газпром решил сделать упор на поставки СПГ в Польшу, Чехию и Словакию. Удар по Газпрому нанесли также санкции. Компания собирается свернуть свой бизнес в Швейцарии, Великобритании или Сербии. Польский рынок КПГ и СПГ не очень велик — 500-600 миллионов кубометров: по сравнению с 15 миллиардов кубометров, которые мы покупаем в рамках Ямальского контракта, это мало. Но если умножить объем на цену в 2 злотых за кубометр (примерно 0,5 евро, — прим.пер.), то есть ставку, которую предлагает Газпром, получится миллиард злотых в год. А поскольку при помощи своих партнеров компания заключает долгосрочные договоры, за 15 лет в кассу Газпрома попадет 15 миллиардов злотых. И здесь уже есть за что сражаться.