Эр-Рияд. — Госсекретарь Джон Керри и его европейские союзники сейчас вновь пытаются стабилизировать Ближний Восток и в связи с этим все чаще апеллируют к двум странам, которые, как традиционно считали США, только подрывают стабильность — к России и Ирану.
Сейчас США наводят мосты с Москвой и Тегераном, и это, как полагают и американские, и арабские дипломаты, указывает на изменение регионального баланса сил. Недаром президент Барак Обама ясно дал понять, что он намерен свести к минимуму американское военное присутствие на Ближнем Востоке.
Однако привлекая к своим дипломатическим усилиям русских и иранцев, Запад сильно рискует, считает Эмиль Хокаем (Emile Hokayem), специалист по региону из лондонского Международного института стратегических исследований. Аналогичного мнения придерживаются и многие арабские официальные лица.
Ни Иран, ни Россия пока не продемонстрировали, что их долгосрочные интересы совпадают с интересами Вашингтона и европейских столиц. Напротив, они зачастую выступают против этих интересов. Вдобавок происходящее угрожает структурам безопасности и системе альянсов, создававшимся США на Ближнем Востоке в течение пяти последних десятилетий. Сейчас арабские страны интересуются мнением Кремля не меньше, чем мнением Белого дома.
«Сирийские события станут основой нового порядка на Ближнем Востоке, — утверждает г-н Хокаем. — В краткосрочной перспективе нынешняя политика США может показаться оправданной. Однако в дальнейшем у Америки могут начаться проблемы с готовностью партнеров к решительным действиям во имя региональной безопасности. Таким образом, в долгосрочной перспективе эти тактические уступки Москве и Тегерану могут дорого обойтись Вашингтону».
В воскресенье г-н Керри возвратился из зарубежной поездки, в ходе которой он обсуждал в Вене проблемы Сирии со своими коллегами из России, Саудовской Аравии и Турции. Стороны договорились провести более широкое международное совещание с участием ряда европейских и арабских стран, а также, возможно, с участием Ирана.
С точки зрения внешнеполитических перемен показательно, что Иордания, один из самых надежных союзников США в арабском мире, в пятницу объявила о создании в Аммане структуры, которая будет координировать с Россией военные операции в Ираке и Сирии. Иордания входит в возглавляемую Америкой коалицию, которая наносит удары по объектам Исламского государства в этих странах.
В последнее время Россия и иранский Корпус стражей Исламской революции активизировали свою деятельность в Сирии. В прошлом месяце Москва и Тегеран начали совместную военную операцию в поддержку президента Башара Асада.
Они также усиливают координацию действий с иракским правительством и поддерживают его в борьбе с Исламским государством, взявшим за последние два года под контроль изрядную часть севера и запада Ирака.
США вместе с большинством своих европейских и ближневосточных союзников открыто призывают к свержению г-на Асада, считая, что без этого невозможно прекратить длящееся уже четыре года кровопролитие.
Однако в последнее время и г-н Керри, и европейские официальные лица признают, что Сирию, Ирак и Йемен бесполезно пытаться стабилизировать без участия России и Ирана.
«Очевидно, что Россия и Иран поддерживают Асада... в то время как многие другие страны понимают, что Асад создает ситуацию, не совместимую с достижением мира, — заявил г-н Керри в пятницу после состоявшейся в Вене встречи с тремя министрами иностранных дел. — Однако главное — начать политический процесс, а в дальнейшем такие вещи иногда разрешаются сами собой».
Иран был отстранен от участия в последних конференциях по Сирии в связи с его несогласием с поддержанным ООН планом по прекращению конфликта.
Особенно яро Тегеран возражает против призывов к смещению г-на Асада в рамках будущего политического перехода. Тем не менее, на прошлой неделе европейские страны активно выступили за то, чтобы пригласить Иран на следующую встречу, невзирая на занятую им позицию.
Европейские чиновники, включая верховного представителя Европейского Союза по иностранным делам Федерику Могерини (Federica Mogherini), уверяют, что Тегеран готов сотрудничать с Западом и ссылаются в качестве доказательства на соглашение по ядерной программе. По словам Могерини, недавно состоявшиеся в Тегеране и Брюсселе встречи с представителями Ирана открыли «уникальные» возможности для сотрудничества.
«Контакты с сирийским режимом и общерегиональный характер кризиса делают Иран одним из значимых игроков, — заявила она в Берлине. — Если Россия сможет сотрудничать с режимом и с иранцами и сумеет добиться от них участия в политическом переходе... это можно будет только приветствовать».
Г-н Керри, со своей стороны, благодушно отнесся к военному соглашению между Россией и иорданской монархией. По его словам, оно будет способствовать борьбе с Исламским государством. Он не считает, что подобные неожиданные договоренности свидетельствуют о стремлении Кремля проникнуть в традиционную сферу влияния США на Ближнем Востоке.
«Для Иордании вполне естественно обсуждать с ними происходящее на ее южной границе, — заявил г-н Керри в Вене после переговоров со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. — Это может даже оказаться полезным для всех».
Тем не менее, многие союзники США в Средиземноморье по-прежнему крайне скептически относятся к намерениям Ирана и России. После заключения ядерной сделки Тегеран практически не давал оснований считать, что он настроен на конструктивное сотрудничество с Соединенными Штатами.
В этом месяце он провел испытания баллистической ракеты и признал виновным в шпионаже американо-иранского журналиста. К тому же военные операции России и Ирана в Сирии планировались за спиной США и ЕС, несмотря на шедшие параллельно переговоры по ядерной программе.
Г-н Керри, в свою очередь, хоть и говорит о возможном сотрудничестве с Москвой и Тегераном, признает, что сейчас их военные операции в Сирии направлены в основном не против Исламского государства, а против оппозиционных сил, зачастую поддерживаемых Америкой и ее союзниками.
По мнению арабских официальных лиц, предполагаемые уступки США России и Ирану подталкивают часть ближневосточных стран к уклончивости, а часть - и к противодействию. При этом лишь немногие арабские государства будут готовы напрямую противостоять России, если сочтут, что Америка отказалась от своей традиционной роли регионального тяжеловеса.
«Путин поднял ставки, и США остается только с ним договариваться, — заявил высокопоставленный арабский дипломат, занимающийся проблемами Сирии. — Сомневаюсь, что между сторонами сейчас есть взаимопонимание. Если бы оно было, эту проблему решили бы уже давно».