В конце прошлой недели в Москву на конференцию Россия-ЕС прилетел председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу (José Manuel Barroso) в сопровождении пятнадцати еврокомиссаров. Многочисленность делегации символизировала масштаб нерешенных проблем в отношениях между Москвой и Евросоюзом.
В ходе конференции был подписан единственный документ: «Дорожная карта энергетического сотрудничества России и ЕС до 2050 года». Он предполагает бурное развитие взаимных контактов в сфере энергетики, которые должны увенчаться созданием единого энергетического пространства с интегрированной сетью инфраструктуры и открытыми, прозрачными и конкурентными рынками.
В документе прописан график шагов в сфере энергетического сотрудничества, преимущественно в газовой области. На ближайшую перспективу, то есть до 2020 года, намечены следующие ключевые мероприятия: поддержка строительства газопроводов, отвечающих интересам России и ЕС; обеспечение стабильных поставок российского газа «отдельным клиентам ЕС на базе текущих и новых (в том числе долговременных) контрактов»; поддержка российских инвестиций в европейский газовый сектор и европейских инвестиций в российский; обмен информацией о политике отдельных стран ЕС, которая может иметь влияние на деятельность российских компаний.
Кроме того, Москва будет получать из Брюсселя прогнозы относительно потребления газа в ЕС и спроса на российский газ, а также информацию о внедрении Европой политики «декарбонизации», предполагающей к 2050 году снижение выброса парниковых газов на 80%.
Читайте также: Газпрома не нужно бояться
Такие далеко идущие, а одновременно расплывчатые заявления удивили польских евродепутатов, которые узнали о планах подписания российско-европейской энергетической стратегии перед самым выездом делегации Еврокомиссии в Москву.
«Сложно сказать, какова цель подписания этого документа. Возможно, это проявление доброй воли со стороны ЕС, но зачем этот документ подписывать, если с противоположной стороны такая добрая воля отсутствует?» - не скрывала своих опасений в разговоре с Gazeta Wyborcza депутат Европарламента Лена Коларска-Бобиньска (Lena Kolarska-Bobińska).
Летом 2009 года Россия, например, отказалась, от ратификации Энергетической хартии, которую она подписала в 1994 году (договор был призван гарантировать подписавшим его сторонам защиту инвестиций в энергетической сфере и свободу транзита газа и нефти). Своим решением Москва закрепила монополию Газпрома на экспорт российского газа: даже если европейские компании купят в России какие-нибудь месторождения, они смогу экспортировать добытое там сырье только на основе специальных соглашений с российским газовым гигантом.
Газпром активно пользуется своей монополией. В сентябре прошлого года Европейская комиссия начала расследование в отношении российского концерна, подозревая его в нарушении антимонопольного законодательства с целью завышения цен для государств Центральной Европы (в том числе - для Польши). Кроме того Москва систематически оспаривает принятые Евросоюзом четыре года назад положения так называемого Третьего энергетического пакета, который был призван защитить потребителей от газовых монополистов.
Также по теме: Россияне пугают экологической катастрофой, опасаясь краха Газпрома
«Наши опасения в смысле долгосрочного сотрудничества с ЕС снизятся, если мы поправим некоторые позиции, включая поставки по территории стран ЕС, возможности участия наших компаний и создания вертикально интегрированных компаний, причем не в ущерб интересам отдельных потребителей», - заявил на встрече с иностранными журналистами перед конференцией Россия-ЕС Дмитрий Медведев.
Откроют ли расплывчатые формулировки российско-европейской стратегии энергетического сотрудничества путь к выполнению требований России по выводу Газпрома из-под действия норм европейского законодательства, касающихся энергетических монополий? Облегчат ли они российским инвесторам покупку газовых греческих компаний? А, может быть, они помогут Газпрому в строительстве конкурента европейского проекта Nabucco - газопровода в Южной и Центральной Европе («Южный поток»), по которому в Европу должен пойти газ из новых месторождений в регионе Каспийского моря? Как объяснить противоречия между европейской политикой отказа от долгосрочных контрактов на импорт газа и заявленной в московском документе поддержкой для подобных контрактов?
«Я обратилась в Европейскую комиссию с просьбой организовать встречу с евродепутатами на тему разъяснения данного документа», - сообщила нам Коларска-Бобиньска. По ее мнению, расплывчатые формулировки этой «дорожной карты» могут быть использованы для принятия скоропалительных решений.
«Я думаю, что так не произойдет, - успокаивает эксперт по энергетике аналитического центра «Институт Собеского» Томаш Хмаль (Tomasz Chmal). - В том, что Европейский Союз хочет строить хорошие отношения с важным поставщиком энергии, нет ничего удивительного».
Проявляющиеся опасения, однако, разделяет польское руководство. Как нам удалось узнать из неофициальных источников, из-за возникших у Польши вопросов документ, подписанный в Москве, не имеет обязательной силы для стран ЕС.