Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россияне пугают экологической катастрофой, опасаясь краха Газпрома

Интервью с профессором Станиславом Рыхлицким - экс-председателем наблюдательного совета польского нефтегазового концерна PGNiG, сотрудником Краковской горно-металлургической академии

© Фото : Fotolia, natalystudioГаз
Газ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Москва играет в свою обычную игру: дискредитирует поиск альтернативных источников энергии. Россияне чувствуют опасность, потому что, если информация о наших запасах сланцевого газа подтвердится, это перевернет европейский энергетический рынок с ног на голову. А российская экономика опирается на добычу традиционных нефти и газа.

Polska: «Радио России» назвало европейские попытки разработки сланцевого газа провалом, и предсказало, что, если мы не прекратим поиск сланцев, нам грозит экологическая катастрофа. В какую игру играет Москва?

Станислав Рыхлицкий (Stanisław Rychlicki): В ту, что обычно: в дискредитацию поиска альтернативных источников энергии. Россияне чувствуют опасность, потому что, если информация о наших запасах сланцевого газа подтвердится, это перевернет европейский энергетический рынок с ног на голову. А российская экономика опирается на добычу традиционных нефти и газа.

— Могут ли экологические движения, которые выступают в Польше против добычи сланцевого газа, быть связаны с российской политикой?


— Я полагаю, это вполне возможно.

— Способны ли экологи, на ваш взгляд, заблокировать разработку сланцев в Польше?


— Они наверняка будут этому препятствовать, их действия могут затормозить процесс, создать дополнительные расходы. Но они не остановят добычи. Однако сейчас меня больше тревожат законодательные вопросы.

— Какие именно?

— Сейчас уже должен был появиться закон об углеводородах, в частности, регулирующий оплату, связанную с поиском и эксплуатацией месторождений. Но его еще нет. А без него компании, которые заинтересованы в работе в Польше, в особенности иностранные концерны, не будут вкладывать сюда финансовые средства и силы. Каждому хочется знать, на что опираться, и сколько это будет стоить.

— Когда закон появится?

— Вы знаете, как у нас с законами: первое чтение, второе, третье, поправки, из Сейма в Сенат, из Сената в Сейм, потом подзаконные акты. Я думаю, оптимистичным сроком были бы летние каникулы.

— Добыча сланцевого газа в Польше действительно может начаться в следующем году, как обещал премьер Дональд Туск (Donald Tusk)?


— Вряд ли. У нас нет еще даже точных данных по объему запасов, пока у нас есть только предположения. Чтобы получить такие данные нужно сделать 100 скважин, а мы пока сделали 35. Будет удачей, если в будущем году нам удастся оценить наши запасы.

— Возвращаясь к экологии... Есть ли доля правды в прозвучавших на «Радио России» страшных историях, о том, что козы, которые пили воду из колодца, расположенного радом со скважиной погибли? Нам есть чего боятся?

— Если газ добывается согласно нормам безопасности, никакой угрозы нет. Первая скважина была сделана в Польше в 1854 году, а гидравлические разрывы пластов, как при добыче сланцевого газа, производятся у нас уже 50 лет. И как-то пока не случалось ни землетрясений, ни экологических катастроф. Немного здравомыслия не помешает.