Первого апреля российская «Новая газета», которая считается «самым опасным местом работы для журналистов», отмечала свое двадцатилетие. А это практически чудо.
Какое количество бед за эти два десятилетия, а особенно - за последнее, навалилось на это издание! Сколько раз я бывал в их редакции в Потаповском переулке, я не мог избавиться от ощущения, что снова чувствую здесь удушливый запах увядающих цветов, как бывало, когда читатели приходили сюда прощаться с убитыми журналистами.
Это длинный список: Игорь Домников (2000), Виктор Попков (2001), Юрий Щекочихин (2003), Светлана Орлова и Анна Политковская (2006), юрист «Новой» Станислав Маркелов (2009), Анастасия Бабурова и Наталья Эстемирова (2009). «Не редакция, а похоронная контора», — сказал мне после очередной смерти заместитель главного редактора Новой газеты" Сергей Соколов.
Читайте также: Бастрыкин против «Новой газеты» - скандал закрыт?
Однако список важнейших российских и международных премий за журналистские (и не только) заслуги, которые получила редакция и ее сотрудники, гораздо длиннее. За их смелые публикации о военных преступлениях федеральных сил в ходе чеченской войны, за извлечение на свет божий темных делишек кремлевских сановников, за защиту простых людей от чиновничьего самоуправства...
Стыдно лишь за то, что среди этих наград нет польских. «Новая» заслужила их хотя бы своей мужественной и последовательной защитой правды о катынском преступлении, за что внук Сталина не так давно подавал на газету в суд.
Независимая и несгибаемая «Новая газета» уже много лет является флагманом той российской прессы, которая не желает отрекаться от свободы, хотя и платит за это ужасную цену. Это символ российской демократии, которая не желает поддаваться.
По случаю юбилея мы передаем сотрудникам «Новой газеты» наши самые лучшие пожелания. Держитесь, коллеги!