Вот он, во всем своем величии на площади Мадлен, в бывшем помещении оператора связи. О ком речь? Ресторан «Кафе Пушкинъ», новое заведение франко-российского ресторатора Андрея Деллоса. За ним стоит насчитывающая несколько десятилетий романтическая история. Одна из тех, что гастрономия создает иногда на стыке вымысла и реальности.
У ее истоков стоит молодой человек, сын французского дипломата и русской артистки, который отправился в Париж учиться в Национальной высшей школе изящных искусств, а затем вернулся для завершения высшего образования в Москву. Параллельно с этим студент подрабатывал экскурсоводом для иностранных туристов. В их числе были французы, которые не раз просили отвезти их на Красную площадь в ресторан «Кафе Пушкинъ».
Тот самый ресторан, который в 1964 году увековечил Жильбер Беко (Gilbert Bécaud) в песне Nathalie. К сожалению, на него там не было даже намека. Как бы то ни было, этот символ идиллии между французом и русской красавицей будоражил умы тысяч гостей.
Две культуры
И лишь 35 лет спустя Андрей Деллос воплотил его в жизнь, открыв в 1999 году это кафе по случаю 200-летия великого русского поэта. Разумеется, в присутствии Беко, чтобы легенда переплелась с жизненным опытом. Тем временем этот эстет и эрудит познакомился с ночной жизнью и открыл клубы, которые затем продал, чтобы приобрести рестораны. Сегодня он владеет более чем 60 заведениями в Москве и входит в число самых известных российских рестораторов.
Он решительно настроен на продвижение бренда на международном уровне и недавно открыл свой флагман на площади Мадлен в Париже. Кафе включает в себя кондитерскую, бар (с впечатляющей мебелью из массивного дуба), ресторан и чайная на стыке двух культур. Великолепная смесь по-настоящему старого и «нового старого» на площади в 600 м2 на трех этажах. Светильники в стиле тех времен и украшения из уральской яшмы сочетаются с лепкой и пластиковыми панелями лучших московских мастеров. По правде говоря, все это создает прекрасную иллюзию драгоценного декора просвещенного XVIII века с его любовью к Франции.
Меню ресторана и чайной составлялось сотрудниками «Кафе Пушкинъ», которым помогали в «Дюкас Консей». Как отмечает Стефан Житьо (Stéphane Jitiaux), генеральный директор всех «пушкинских» заведений по всему миру, «мы пытались придать русский налет чему-то интернациональному, как, например, выглядит сандвич-клуб «Дюкас».
Меню, без сомнения, кажется русским: бефстроганов, борщ и пожарские котлеты. В нем не обходится без икорного шика, однако оно носит городской и доступный характер по схеме «Пушкинъ-экспресс», которая предлагает в течение дня сандвичи, бургеры, салаты и яичные блюда. Что касается продуктов, как указано в меню, к ним предъявляются очень высокие требования: экологически чистые яйца с проверенной историей, хлеб от Фредерика Лало (Frédéric Lalos) и сладости от Кантена Байи (Quentin Bailly), лидеров в своих отраслях, бразильский кофе от «Кутюм»…
Нина Метайе, кондитер года
Успех был закреплен появлением небывалого тандема: молодая Нина Метайе (Nina Métayer), перебежчица от Жана-Франсуа Пьежа (Jean-François Piège) и кондитер года по мнению «Голь и Мийо», занимается творчеством, тогда как исполнение обеспечивает опытный (15 лет у «Фошон») Патрик Пайе (Patrick Pailler), который сейчас руководит тридцатью кондитерами. В заведении не стали упускать удачных с маркетинговой точки зрения названий вроде вкуснейших конфет Nathalie (черный и молочный шоколад, фисташки и вишня, малина и банан), которые всегда можно приобрести в кондитерской.
Площадь Мадлен давно ждала такое впечатляющее заведение, которое могло бы заменить в некоторых случаях канувших в лету «ветеранов». Кто еще помнит о закрытой в 1990-х годах чайной расположенного напротив магазина «Ле труа картье»? В ней жил дух старой Франции с официантами в белых фартуках, посеребренными чайниками и социально-совместимой клиентурой. Что касается лидеров изысканной бакалеи, «Фошон» и «Эдьяр» (сейчас закрыт), в период праздников они соревновались друг с другом зрелищностью витрин. «Кафе Пушкинъ» удалось занять подобающее место. В отличие от модных сейчас в Париже эфемерных тенденций вроде датского домоседства или хай-тека, оно рисует картину ушедшей эпохи со старомодным и в чем-то слегка крикливым очарованием, которое рассказывает целую историю. Каждый день с момента открытия туда устремляются сотни клиентов. В каждом из нас есть что-то от России…