В четверг 1 февраля польские сенаторы приняли закона о Холокосте, призванный защитить имидж страны. Для вступления в силу, закон должен быть подписан президентом Польши Анджеем Дудой.
Согласно одобренному тексту закона, уголовно наказуемым (до трех лет тюремного заключения) становится факт признания того, что Польша несет ответственность за преступления против человечности, совершенные нацистской Германией. Одна из целей этого закона, предложенного Партией «Право и справедливость», заключается в том, чтобы прекратить использование термина «польский лагерь смерти».
Принятие этого закона вызвало гнев бывшего министра иностранных дел Израиля Ципи Ливни, сообщает израильская газета «Гаарец». Она назвала этот неприемлемый документ «плевком в лицо Израиля» и заявила что: «Израиль должен жестко отреагировать и представить документы, подтверждающие преступления поляков».
Принятие закона о Холокосте вызывало бурную реакцию в польских СМИ. Так, например, Марчин Вольский, глава общественного канала TV2, заявил: « А не лучше ли говорить о «еврейских», а не «нацистских» лагерях смерти. «Кто обслуживал кремационные печи»? Он имеет в виду Зондеркоманду, созданную СС и состоящую из евреев узников, которые сопровождали заключённых в газовую камеру, а затем сжигали трупы. Петр Ништор, радиожурналист, посоветовал полякам, поддерживающим израильскую позицию отказаться от своей национальности.
Дипломатический кризис
Как сообщает «Джерусалем пост» (Jerusalem Post), председатель партии «Еш атид» Яир Лапид также выразил свой протест: «Я решительно осуждаю этот новый закон, который пытается отрицать польское участие в Холокосте. Он был задуман в Германии, но сотни тысяч евреев были убиты, не увидев ни одного немецкого солдата. Польские лагеря смерти существовали, и ни один закон ничего не сможет изменить».
Вот фраза, которая вызвала дипломатический кризис: посольство Польши в Тель-Авиве ответило в Твиттере, ссылаясь на информацию Международного альянса в память о Холокосте о «польских лагерях смерти»: «Ваши не выдерживающие критики утверждения показывают, насколько нужно просвещать людей о Холокосте, даже здесь, в Израиле».
Со своей стороны, «Вашингтон Пост» напоминает, что в мае 2012 года президент Барак Обама стал причиной еще одного дипломатического кризиса с Варшавой, назвав «польским лагерем смерти» нацистский концентрационный лагерь. Это произошло во время его выступления в память о погибшем польском офицере.
Неудачно выбранный момент
Об этом же пишет и «Нью-Йорк таймс», которая находит выбранную дату «несвоевременной». «Но нельзя отрицать, что поляки прямо или косвенно участвовали в преступлениях, совершенных на их земле, и что поляки участвовали в погромах во время и после войны», — добавляет газета. И добавляет: «Польское правительство не первое, кто хочет переписать историю в свою пользу. СССР уже давно ссылается на «жертв фашизма», избегая упоминания о еврейском происхождении жертв, в то время как Австрия долгое называла себя «первой страной-жертвой нацистов», отрицая какую-либо ответственность за преступления режима».
По словам Халины Биренбаум, оставшейся в живых жертвы Холокоста, этот закон основывается главным образом на «непонимании еврейской трагедии». Она добавила, что поляки не были частью нацистского репрессивного аппарата: «Евреи, как еврейская полиция в гетто, сделали ужасные вещи и отправляли жертв в Треблинку. Но поляки помогли, они участвовали в убийствах».
В коммюнике Яд ва-Шем, мемориал Катастрофы и Героизма в Иерусалиме, посвященный Холокосту, говорится, что термин «польский лагерь смерти» некорректен, поскольку эти лагеря были построены нацистской Германией в оккупированной Польше. Вместе с тем представители мемориала выражают свою обеспокоенность по поводу «ограничений, установленных законом в отношении выражений, касающихся соучастия отдельных слоев польского населения в преступлениях против евреев […] во время Холокоста. Музей Яд ва-Шем продолжит оказывать поддержку исследованиям, посвященным изучению сложных реалий польско-еврейских отношений во время Холокоста ». Из 26 513 тысяч «Праведников народов мира», признанных израильским музеем, более 6 700 являются поляками. Это больше, чем у любого другого народа.