Роб Голдман, вице-президент Фейсбук по рекламе, разместил в пятницу вечером в Твиттер состоящее из восьми частей сообщение о роли его компании в российской дезинформации — и тут же вызвал настоящую огненную бурю. Г-н Голдман в своих публикациях обсуждал вопрос об 13 россиянах и трех российских компаниях, обвиняемых в реализации планов по подрыву выборов 2016 года.
Компания Фейсбук часто упоминается в этом обвинении как главный технический инструмент, который русские использовали для того, чтобы результаты выборов оказались в пользу Дональда Трампа. Г-н Голдман в своих твитах, защищая Фейсбук, привел данные о том, что купленные русскими рекламные объявления в этой социальной сети не были главным образом направлены на то, чтобы повлиять на результаты голосования. Его посты приобрели невероятную популярность в субботу, когда президент Трамп процитировал их в качестве доказательства того, что российская кампания по дезинформации не имела никакого отношения к его победе на выборах.
«Фейковые средства массовой информации никогда не подводят. Трудно скрыть этот факт от вице-президента Фейсбук по рекламе Роба Голдмана!»
Мы провели проверку фактов в восьми твитах г-на Голдмана. И вот что мы обнаружили.
«Мы поделились данными о российской рекламе с конгрессом, с Мюллером и с американским народом для того, чтобы помощь обществу понять, каким образом русские использовали нашу систему в своих интересах». Твит № 1.
Частично верно.
Когда была опубликована информация о том, что русские использовали социальную сеть Фейсбук для воздействия на выборы 2016 года, ее представители заявили, что они предоставили данные о приобретенных русскими рекламных объявлениях конгрессу и Роберту Мюллеру (Robert S. Mueller III), специальному советнику, возглавляющему это расследование.
Однако компания Фейсбук не рассказала напрямую об этих рекламных объявлениях американскому народу. Вместо этого Комитет по разведке палаты представителей опубликовал образцы этих рекламных объявлений в конце ноябре прошлого года накануне слушаний в конгрессе.
«Я видел все российские рекламные объявления и могу сказать весьма определенно, что воздействие на результаты выборов НЕ БЫЛО главной целью».
Не соответствует выдвинутому обвинению.
В обвинении Большого следственного жюри, представленном г-ном Мюллером, утверждается, что цель российских оперативников состояла в оказании влияния на выборы 2016 года в первую очередь за счет критики Хиллари Клинтон и поддержки г-на Трампа и Берни Сандерса (Bernie Sanders), главного соперника г-жи Клинтон в борьбе за номинацию от Демократической партии.
Участвовавшие в этой операции русские «в первую очередь намеревались распространить порочащую информацию о Хиллари Клинтон. Кроме того, они намеревались очернить таких кандидатов как Тед Круз и Марко Рубио, а также поддержать Берни Сандерса и бывшего в тот момент кандидатом Дональда Трампа», — подчеркивается в представленном обвинении.
Позднее г-н Голдман в еще одном своем твите написал о том, что «российская кампания, несомненно, была в пользу Трампа».
«Большая часть оплаченной русскими рекламы приходится на период ПОСЛЕ выборов».
Соответствует действительности, но существует определенный контекст.
Согласно данным, опубликованным компанией Фейсбук в октябре прошлого года, 44% приобретенных русскими рекламных объявлений были опубликованы до выборов 2016 года, тогда как 56% этих объявлений появились уже после них. Голдман утверждает, что эти данные не были опубликованы «мейнстримовскими средствами массовой информации» — однако многие мейнстримовские масс-медиа, на самом деле, опубликовали эти данные, в том числе телеканал «Си-Эн-Эн», агентство «Рейтерс», а также газета «Уолл Стрит Джорнэл».
«Главной целью российской пропаганды и усилий в области дезинформации является раскол Америки с помощью таких наших институтов как свобода слова и социальные сети».
Не совсем так.
Из опубликованного обвинения на самом деле следует, что российские оперативники использовали социальные сети — особенно Фейсбук — для того, чтобы посеять рознь среди американцев. Однако в нем вновь подчеркивается, что главной российской целью было воздействовать на выборы 2016 году в определенном направлении. Достижение поставленной цели осуществлялось не только с помощью рекламных объявлений, на которых фокусирует свое внимание г-н Голдман, но и с помощью определенных публикаций в Фейсбук, а также групп и событий.
«Единственной лучшей демонстрацией истинных российских намерений являются антиисламские протесты в Хьюстоне. Американцев просто выманили на улицу с помощью троллей, которые организовали обе стороны протеста».
Здесь необходим контекст.
Протесты в Хьюстоне в мае 2016 года оказались в числе многих митингов, организованных российскими оперативниками с помощью Фейсбук. Протесты в Хьюстоне были антиисламскими, как и указывает г-н Голдман, однако он ничего не сказал о том, что цель этой демонстрации состояла в установлении связи между компанией г-жи Клинтон и происламским посланием.
Согласно представленному г-ном Мюллером обвинению, было много других примеров использования российскими оперативниками Фейсбук и Инстаграм (Instagram) для организаций митингов в поддержку Трампа. На одной из такого рода акций российские оперативники заплатили за изготовление клетки, в которой находилась актриса в арестантской одежде, изображавшая г-жу Клинтон.
«Российскакя кампания продолжается. Как раз на прошлой неделе появилась новость о том, что российские шпионы попытались продать Национальному агентству безопасности (АНБ) фейковое видео, в котором фигурирует Трамп с проституткой».
Соответствует действительности.
Представители американской разведки заявили о том, что Россия продолжает воздействовать на американское общество и что она уже вмешивается в промежуточные выборы 2018 года. Газета «Нью-Йорк Таймс» в этом месяце также сообщила о попытках со стороны некой теневой российской фигуры продать Соединенных Штатам украденное у Америки кибероружие, а также компрометирующие материалы на президента Трампа.
«С такими вещами легко бороться. Дезинформация неэффективна против хорошо образованных граждан. Финляндия, Швеция и Голландия отличаются высоким уровнем цифрового образования своих граждан, а также критическим отношением к дезинформации, и это дает огромный эффект».
Не совсем так.
Хотя Финляндия, Швеция и Голландия предприняли усилия по повышению грамотности населения в цифровой области, эти страны, тем не менее, продолжают испытывать трудности в том, что касается дезинформации. Согласно данным проведенного недавно в Финляндии опроса, 67 процентов респондентов «считают, что фейковые новости оказывают «значительное» или «огромное влияние» на восприятие финнов. Официальные лица в Швеции и в Голландии также предупреждали недавно о том, что фейковые новости представляют собой угрозу для их правительств.
«Кроме того, мы предпринимаем агрессивные шаги для предотвращения такого рода вмешательства в будущем, и делается это с помощью верификации политических противников, а также с помощью обеспечения доступа к рекламным объявлениям на нашей платформе для всех тех, кто хотел бы их изучить».
Это верно.
Первоначально компания Фейсбук отвергала заявления о том, что она оказала воздействие выборы 2016 года, однако затем ее руководство объявило о серии шагов для предотвращения подобного неправомерного использования ее возможностей. Один из этих шагов включает в себя верификацию политических противников с помощью системы, которая объединяет в себе автоматическую проверку фактов, а также проверку фактов с помощью сотрудников компании. Кроме того, Фейсбук планирует использовать направляемые по обычной почте карточки для проверки личных данных американских политических противников. Однако пока не ясно, окажутся ли принимаемые новые меры эффективными.
Шера Френкель живет в Сан-Франциско и занимается вопросами кибербезопасности. До этого она больше десяти лет проработала на Ближнем Востоке в качестве корреспондента таких изданий как Базз-Фид (BuzzFeed), Эн-Пи-Ар (NPR), лондонской «Таймс» (Times of London), а также газет, издаваемых компанией «Макклэтчи» (McClatchy).