Мечта смело отправиться туда, где раньше вас бывали лишь немногие, вдохновила сотни людей пойти в космические туристические компании, такие как «Верджин Гэлэктик» («Virgin Galactic»).
Но астронавт НАСА Анна Фишер, которая вошла в историю, став первой матерью в космосе, выступила с предостережением, что многие будут не готовы перенести суровые космические полеты, а также вред, который они нанесут организму.
Доктор Фишер рассказала, что чувствовала недомогание на протяжении первых двух дней своей миссии на космическом шаттле «Дискавери» в 1984 году. Она выразила обеспокоенность тем, что люди, которые платят сотни тысяч фунтов, не в полной мере осознают, что может с ними произойти.
Когда она стала крестной матерью нового корабля «Викинг Орион» («Viking Orion»), то в интервью «Телеграф» сказала следующее: «Единственное, что меня беспокоит в вопросе с туристами в космосе — это люди, которые думают, что можно просто сесть в ракету и сразу отправиться в космос».
«Это не похоже на полет на коммерческом лайнере. Вообще. Я представляю себе проблемы, которые возникнут у людей там наверху, когда кого-то стошнит, и будет испорчен чей-то рейс, за который заплатили 250 тысяч долларов».
«Первые мгновения в космосе далеко не самые лучшие. Я помню, когда мы были в шаттле, в течение последних двух минут или около того испытывали перегрузки порядка трех атмосфер. Было немного трудно дышать, а затем двигатель отключился, и бум, вы в невесомости. Все это так быстро».
«Я чувствовала, как закипает кровь, и через 30 секунд я собиралась сделать „Ооу" — быть одним из тех, кто чувствует себя нехорошо. Я была чрезвычайно рада, что не съела на завтрак абсолютно ничего».
«Мне повезло, что меня ни разу не стошнило. Если вы думаете, что рвать тяжело здесь, на земле, то [знайте, что] по-настоящему тяжело делать это в космосе».
На сегодняшний день отправку туристов в космос осуществляло только российское космическое агентство «Роскосмос» — в период с 2001 по 2009 год по цене от 20 до 40 миллионов долларов. Однако в течение следующего десятилетия запустить коммерческие рейсы надеется ряд других аэрокосмических компаний, таких как «Блю Ориджин» («Blue Origin»), «Верджин Гэлэктик» («Virgin Galactic») и «СпейсЭкс» («SpaceX»).
Список тех, кто уже купил билеты, включают актеров Анджелину Джоли, Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо. А Стивен Хокинг вплоть до своей смерти в начале этого года планировал лететь с «Верджин Гэлэктик» («Virgin Galactic»).
Члены экипажа «Апполона-8» в 1968 году были первыми, кто сообщил о космической болезни. Астронавты «Апполона-9» чувствовали себя так плохо, что их выход в открытый космос пришлось перенести. Учебный самолет НАСА, где можно испытывать невесомость, неофициально называют «рвотной кометой», потому что людям настолько нехорошо на его борту.
Широко известно, что микрогравитация серьезно влияет на обмен веществ, терморегуляцию, сердечный ритм, мышечный тонус, плотность костей, зрение и дыхательную систему.
Также проведенное в 2016 году в США исследование показало, что астронавты, которые путешествовали в глубокий космос во время лунных миссий, в пять раз чаще умирали от сердечно-сосудистых заболеваний, чем те, кто выходил на низкую орбиту или никогда не покидал Землю.
А в прошлом году российские ученые обнаружили, что микрогравитация вызывает настолько тревожные изменения в иммунной системе, что космонавтам, если они заразятся, предстоит нелегкая борьба даже против незначительного вируса, такого как обычная простуда.
Выступая на борту «Викинг Орион» («Viking Orion») летный хирург НАСА Смит Джонсон также предупредил, что космические путешествия оказывают серьезное влияние на здоровье многих астронавтов, которые, когда возвращаются на Землю, выглядят как «курица без костей».
Они также страдают от состояния, называемого Mal de debarquement, аналогичного тому, что испытывают моряки после пребывания в море, которым для возвращения на сушу нужно повторно акклиматизироваться.
«Это опасное дело, — сказал доктор Джонсон. — Суть в том, что микрогравитация влияет на каждую систему организма, будь то камни в почках, воздействие на рецепторы, перераспределение жидкости, изменения во внутреннем ухе, десятикратная потеря массы костей».
«Мы также получаем в десять раз большую дозу радиоактивного излучения. Иногда астронавты после спуска выглядят как курица без костей».
«Также в сенсорных каналах обнаруживается несоответствие между тем, что вы видите, и тем, что чувствуете. Поэтому время на адаптацию требуется не только вашим космическим ногам. Когда вы вернетесь, то обнаружите, что фактически ходите по коридору под углом, поэтому, чтобы не запутаться, вам необходима перенастройка».
Опасности подстерегают их не только в космосе, но и после возвращения обратно на Землю. По словам доктора Джонсона, чтобы оправиться от космического полета, требуется около двух недель, а сами астронавты предостерегают от вождения автомобиля в течение того же срока и советуют на протяжении месяца не летать на самолете.
Кроме того, за те несколько недель, пока позвоночник приспосабливается к земной гравитации, космические путешественники в 13 раз чаще страдают от смещения позвоночного диска.
«В космосе ваше тело удлиняется и сплющивается, поэтому боль в спине может сохраняться в течение срока от нескольких недель до месяцев. Но, если вы думаете, что через три дня после приземления вы сможете кататься на роликах, то окажетесь в канаве», — добавил он.
Космические агентства особенно обеспокоены солнечной и космической радиацией и до сих пор не придумали способ защитить астронавтов при длительных путешествиях на Марс или на Луну. Миссия «Аполона-14» избежала опасной солнечной вспышки, которая произошла всего за две недели до старта. Она могла вызвать рак или даже убить экипаж.