Страна.ua (Украина): «Часть перевозок нелегалов в Европу контролируют наши воры в законе»

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Массовая нелегальная миграция из Азии и Африки в ЕЭС стала настоящим бедствием для Европы, а для некоторых украинцев — способом быстрого заработка. Журналисты украинского издания Страна.ua нашли и пообщались с несколькими соотечественниками, которые принимали участие в переброске нелегальных мигрантов. И выяснили, как работает этот «механизм».

Массовая нелегальная миграция из Азии и Африки в ЕС стала настоящим бедствием для Европы, а для некоторых украинцев — способом быстрого заработка, пишет украинское издание Страна.ua. Его журналисты нашли и пообщались с несколькими соотечественниками, которые принимали участие в переброске нелегальных мигрантов. И выяснили, как работает этот «механизм».

Массовая нелегальная миграция из Азии и Африки в ЕС стала настоящим бедствием для Европы, а для некоторых украинцев — способом быстрого заработка.

Впрочем, довольно рискованным. О чем даже написала на своей странице в Facebook уполномоченная Верховной Рады по правам человека Людмила Денисова.

«Страна» уже писала о судьбах украинцев, попавших за решетку в Европе за подобные преступления. 
Мы нашли и пообщались сразу с несколькими нашими соотечественниками, которые принимали участие в переброске нелегальных мигрантов. И выяснили, как работает этот «механизм».

«Мне сразу сказали — если возникнет опасность, то мигрантов сбрасываем за борт»

Сергей С. 46 лет, матрос 1 класса:

«Хожу в рейсы с 21 года, мореходный стаж около 20 лет. К сожалению, в свое время не удалось сделать карьеру, стать хотя бы четвертым или третьим помощником капитана. К сорока годам устроиться в рейс стало очень сложно — возраст. Конкуренция огромная, простым матросом очень сложно уйти в море. Солидные крюинговые компании берут на работу только офицеров, матросы не нужны. Какое-то время помыкался на берегу — кем только не работал, даже парковщиком. Семья, дети, деньги нужны. Знакомый подсказал адрес небольшой крюинговой фирмы в Одессе. Там сразу сказали, что нужны матросы на турецкий рыболовный сейнер. Зарплата так себе — 1000 долларов в месяц.

Плюс первую зарплату крюинг себе по контракту забрал. Правда на фирме заверили, что к зарплате прилагаются какие-то бонусы, мол, будешь «хорошо работать и выполнять все требования капитана, то будешь получать премии в том же размере, что и зарплата». Сразу показалось странным, что это за такие требования, за которые полагается надбавка размером в зарплату?

Прилетел в Стамбул, зашел на судно. Сейнер оказался ржавой посудиной, дырка на дырке — нога могла провалиться на прогнившей палубе. Кэп — турок, сразу заявил, мол, будем держать язык за зубами — все будет «ок». После первого выхода в море все стало ясно — рыбу мы ловили только для отвода глаз. Закинули трал, вытащили пару сотен килограмм рыбы, кинули в рефы. А ночью приняли на борт в территориальных водах Турции два десятка мужиков и женщин с детьми, судя по виду, арабов — их подвезли к судну на баркасах. Всех пассажиров засунули в трюм, кинули туда пару канистр с водой, дали им спасжилеты. Ночью зашли в греческие воды.

Там подошло несколько моторных лодок, забрали пассажиров. Судя по обрывкам слов — те, кто забирал пассажиров, были русскоязычными. Шесть таких рейсов за три месяца работы на сейнере сделали. Остальное время делали вид, что ловим рыбу или болтались тупо на рейде турецкой части Кипра и под маленькими турецкими городками. Капитан в промежутках между рейсами сваливал с судна — я так понял, сидел на берегу и договаривался с теми, кто заправляет всем этим процессом переброски.

Мои коллеги говорили, что за каждого перевезенного в Грецию «пассажира» кэп получает по штуке баксов. Я за каждый рейс с «пассажирами» получал премию в 300 долларов, в итоге вышло 1800 долларов плюс зарплата. Кроме меня на судне было еще шесть украинцев — три матроса, механик и его помощник, и помощник капитана. Эти люди не первый раз работали на этом сейнере. Меня сразу предупредили, что бы особо дома не распространялся о том, что мы делаем. А если загребут греки с «пассажирами», посоветовали говорить, мол, был простым матросом, ничего не видел, ничего не знаю.

Когда брали в первый раз пассажиров, сразу сказали, что в случае любого шухера — если появляется опасность задержания судна греческой береговой охраной, всех пассажиров скидываем за борт. Для этого им и давали спасательные жилеты. Сейчас после окончания контракта снова сижу на берегу. Связывались со мной из этого крюинга — сказали, что могу снова к ним обращаться, мол, есть работа «такого же плана». Конечно, понимаю, что можно попасть на нары в Греции за такие вещи, но скорее всего, снова к ним пойду работать. Выхода нет — на другую работу не берут«.

«Греки из береговой охраны лютуют»

Игорь В., 38 лет:

«Мореходной специальности у меня вообще нет, по профессии я повар. Прошлым летом поехал на заработки в Болгарию, работал по специальности при отеле, на зарплату в 450 долларов. Вот в Варне, когда работал поваром, познакомился с одним местным — Дмитром. Он и предложил мне устроиться на яхту, матросом и по совместительству, поваром.

Владелец яхты и он же капитан, тоже болгарин, знакомый Димы — Дмитра — Кирил. Зарплату пообещали вдвое больше, чем я получал, работая поваром в отеле в Варне — 900 долларов. Но в первом же рейсе понял, что на яхте мы не туристов катать будем. Каждую неделю по три — четыре раза ходили под Бодрум (приморский город в Турции), забирали по пять — шесть человек. Владелец яхты сразу сказал, что это не туристы, а беженцы из Сирии.

Брали и чернокожих — видимо откуда-то из Африки. Это очень опасная работа, за такое уже много человек попало в тюрьму. Греки из береговой охраны лютуют. Если даже на борту нет мигрантов, если просто при осмотре найдут доказательства того, что недавно на борту были люди — обнаружат какие-то мелочи, вроде личных вещей, или упаковок из под салфеток с арабскими надписями, забытые кем-то из «пассажиров», могут тут же наручники надеть. Доказать, что ты не верблюд потом, сидя на нарах — очень сложно.

Проще всего грекам — их как своих граждан береговая охрана не задерживает. Гребут по малейшим подозрениям наших — украинцев, которые в экипажах у местных перевозчиков работают. Слышал о том, как задержали на горячем греческий баркас, так вот двух матросов — украинцев арестовали, а хозяина оштрафовали и отпустили.

К тому же большая конкуренция — кроме нашей яхты таким же бизнесом занимается еще куча турков и греков. Они и сливают конкурентов береговой охране и полиции — стучат на других вовсю. Те же рыбаки греческие — они доносят вовсю, хотя и сами таким бизнесом занимаются. За риск хозяин яхты — Кирилл, доплачивал — за каждого по сто долларов. Получалось неплохо. Но через два месяца у меня нервы не выдержали — пару раз были на грани того, что нас прихватит береговая охрана Греции, взял расчет, сошел на берег в Турции и не вернулся«.

«Недавно к этому бизнесу подключились наши блатные»

Владимир И. владелец крюинговой фирмы в Одессе:

«Бизнес на перебросках мигрантов сейчас — это золотая жила. Причем для всех, кто причастен к этому бизнесу. От крюингов, которые набирают команды, до перевозчиков — хозяев судов. В Одессе больше трехсот крюинговых фирм и лишь десяток из них нанимают моряков в солидные судоходные компании. Остальные занимаются тем, что подвернется.

Например, набирают экипажи на старые дырявые «жабодавы» — суда типа «Волгобалт», которые занимаются сомнительными перевозками с подделками документов, и рыболовные сейнера для турков. Но грузоперевозки — это не главный бизнес для «ржавого» флота. Для владельцев большинства таких судов перевозка грузов лишь побочный заработок.

Главное — это переброска мигрантов. Все эти суда ходят под иностранными флагами, хотя большинство владельцев — наши, украинцы. Прибыль такого бизнеса стоит риска.

Работает это так — в Турции и Египте есть нелегальные биржи. Через соцсети они рекламируют свои услуги по перевозке беженцев в Европу. Наиболее популярные маршруты — в Грецию из Турции и в Грецию и Италию из Египта, Ливии и Туниса. Жабодавы приходят в Египет, Турцию или Ливию, разгружают груз, отходят на несколько миль от берега. Ночью к ним подвозят на баркасах мигрантов. Цена за переброску с головы — от тысячи до полутора евро. Но это лишь часть — с самих мигрантов посредники получают по две — две с половиной тысяч евро за «круиз» в Европу. Никаких гарантий им не дают, мигранты с самого начала знают, что их могут выбросить за борт при появлении береговой охраны в территориальных водах Греции или Италии. Конечно, сами «туристы» не очень хотят спрыгивать в воду, поэтому в таких случаях их гонят за борт баграми и ломами.

Были случаи, когда мигранты бунтовали, не хотели прыгать за борт и сдавались полиции страны назначения. Вот эти экипажи и садились в тюрьму — сами мигранты давали против них показания. Слышал, что перевозками заправляют турки, но недавно к этому бизнесу подключились наши «блатные» — воры в законе. Это воровские кланы, которые постоянно живут в Турции — сейчас они контролируют почти половину перевозок.

Это миллионы долларов — в месяц из Турции, Египта и Ливии перебрасывают тысячи мигрантов. Наши воры организовывают встречу «туристов» в Греции и Италии, затем перебрасывают их на автобусах дальше в Европу.

Конечно, весь рынок перевозок мигрантов наши блатные не могут контролировать — в Турции и Греции этим зарабатывает каждый второй рыбак, если не первый. Поэтому пару месяцев назад в Стамбуле уже были разборки со стрельбой между нашими ворами и турками — делили потоки.

Обсудить
Рекомендуем