Когда-то Хэллоуин был намного проще. Это было праздничное событие, вызывавшее у людей творческое вдохновение, стремление создавать сексуальные костюмы, и порождавшее радостное безумие. Сейчас же Хэллоуин стал ежегодным мероприятием, на котором белые люди боятся совершить культурную кражу.
Тенденциозность костюмов на Хэллоуин привлекла к себе пристальное внимание в 2015 году, когда на профессора Йельского университета Николаса Христакиса (Nicholas Christakis) прямо в студенческом городке напала толпа людей. Случилось это после того, как его жена (она в то время тоже преподавала в этом вузе) подверглась преследованиям за то, что защищала права студентов на самостоятельный выбор своих костюмов без рекомендаций со стороны университетской администрации.
После этого некоторые университеты, демонстрируя свою расовую деликатность, подготовили рекомендации по костюмам на Хэллоуин, указав в них, что подобает носить студентам, а что нет. Это распространилось и на детские костюмы. Актриса Аулии Кравальо, озвучившая Моану в диснеевском мультфильме, недавно дала «добро» нервничающим родителям и детям одеваться как она сама.
Конечно, надо искать некий баланс между вседозволенностью прежних лет и нынешней гиперщепетильностью. Без этого мы лишимся возможности обсуждать важнейшие расовые вопросы и уже не сможем формировать понимание у людей. Базирующаяся в Европе и США организация More in Common («Больше общего»), которая стремится устранить существующие политические противоречия такого рода, недавно провела исследование, показавшее, что «не белым» людям идея политкорректности нравится меньше, и что эту проблему выдвигают в качестве приоритетной в первую очередь образованные белые люди с левыми взглядами.
Издание «Атлантик» написало, что 82% азиатов, 87% латиноамериканцев и 88% американских индейцев считают культуру политкорректности существенной проблемой, в отличие от белых (79%) и афроамериканцев (75%). Следует отметить вот что: хотя ответы чернокожих американцев свидетельствуют о том, что этнические меньшинства поддерживают политкорректность, в этой группе всего на четыре процента меньше людей, считающих политкорректность проблемой.
В лучшем случае, культуру политкорректности (а также деликатность в вопросе выбора костюмов на Хэллоуин) поддерживает и продвигает чрезмерно сопереживающее большинство, которое надеется исправить несправедливости прошлого. А в худшем случае, это попытка задобрить не белых людей, набрать очки и продемонстрировать свое сопереживание.
Будучи представителем заметного меньшинства, которое на себе испытало расизм, я считаю, что контакт и взаимодействие с теми, кто демонстрирует неосведомленность, вместо осуждения и игнорирования этих людей, является самым продуктивным способом для продвижения вперед. Вспомним, как на прошлой неделе уволили журналистку Мегин Келли, хотя та извинилась за то, что спросила участников своей программы, считают ли они уместным красить лица в черный цвет на Хэллоуин.
Несомненно, такая раскраска страшно оскорбительна, и мы обязаны пристыдить каждого, кто думает иначе. Но если избегать разговоров на эту тему, мы лишим себя возможности просвещать других людей, хотя у многих из них имеются аналогичные вопросы.
Намерение имеет большое значение, как и вопрос о том, действует человек со злым умыслом или по незнанию. Все мы, независимо от наших взглядов на политкорректность, согласимся с тем, что здесь важен здравый смысл и уважительное отношение. Один из примеров неспособности здраво рассуждать появился пару лет назад в Университете Куинс в Кингстоне, когда группа студентов решила провести тематический вечер «Страны мира». Студенты, в большинстве своем белые, пришли на этот вечер в карикатурных национальных костюмах, отдающих стереотипами. Там были непрерывно кланяющиеся тибетские монахи, мексиканцы в сомбреро и тюремных комбинезонах и растаманы в своих традиционных шапках.
Если человек расист, мне хотелось бы знать об этом, чтобы можно было спросить его, почему он считает свои взгляды приемлемыми. Ретроспективная цензура расистских идей не заставит их отказаться от своих убеждений. Они станут просто следовать им за закрытыми дверями. А люди доброжелательные и искренне стремящиеся понять других останутся в неведении, и их недовольство будет только усиливаться.
Поэтому носите любые костюмы, какие вам хочется, но следуйте при этом правилам хорошего тона и прислушивайтесь, если кто-то назовет ваш костюм безвкусным. А если чей-то костюм вам не понравится, не стесняйтесь сказать ему об этом.