В Египте пройдут крупнейшие международные военные учения в регионе. Маневры «Щит арабов-1» рассматриваются как этап подготовки к созданию «арабской НАТО».
В среду египетская армия сообщила, что в учениях примут участие вооруженные силы и наблюдатели из восьми арабских стран. Военные маневры «Щит арабов-1» пройдут в Египте с 3 по 16 ноября.
Информагентство «Рейтерс» (Reuters) заявило, что администрация президента США Дональда Трампа подталкивает страны Персидского залива, Египет и Иорданию к созданию так называемого «арабского НАТО». Цель альянса из суннитских стран-союзников США — противостояние Ирану.
Какие страны приняли участие в военных учениях «Щит арабов-1»?
Пресс-секретарь армии Египта, полковник Тарек ар-Рифаи опубликовал фотографию кувейтских вооруженных сил, которые присоединились к учениям на военной базе «Мухаммед Наджиб». В рамках «Щит арабов-1» пройдут совместные воздушные и морские учения в Средиземном море.
Тарек ар-Рифаи заявил, что в военных учениях примут участие наземные, военно-морские, военно-воздушные и специальные силы из Египта, Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта, Бахрейна и Иордании. Наблюдателями выступят военные из Ливана и Марокко.
По его словам, военные маневры «Щит арабов-1» проводятся в рамках совместной военной подготовки, осуществляемой египетскими вооруженными силами со многими братскими и дружественными странами для развития военных отношений, принятия решений касательно общих задач и обеспечения безопасности и стабильности в регионе.
Однако Тарек ар-Рифаи отказался обсуждать, являются ли военные учения частью подготовки к созданию военного альянса в ближайшем будущем.
Оман и Катар не принимают участия в учениях из-за существующих разногласий с Саудовской Аравией, ОАЭ, Бахрейном и Египтом.
В июле «Рейтерс» со ссылкой на американские источники сообщило, что существует план касательно создания «арабской НАТО», рабочее название которого «Ближневосточный стратегический альянс» (MESA). В субботу состоялся саммит по вопросам безопасности в Бахрейне.
На саммите в Манаме министр иностранных дел Бахрейна Халид бен Ахмед аль-Халифа заявил, что в следующем году будет создан альянс для достижения безопасности в Персидском заливе, в состав которого также войдет и Египет.
«Под предлогом обеспечения стабильности на Ближнем Востоке американцы и их региональные союзники разжигают напряженность в регионе», — заявил высокопоставленный иранский чиновник.
Он добавил, что подобная инициатива не «даст результата», а только усилит пропасть между Ираном, его региональными союзниками и арабскими странами, которых поддерживают США.
Каковы шансы на успех у нового альянса?
«Идея арабского альянса не совсем убедительна», — выразил свое мнение старший научный сотрудник Центра Карнеги по изучению Ближнего Востока Язид Сайигх. Он считает, что подобное просто не произойдет.
«Менее четырех лет назад Саудовская Аравия объявила о создании крупнейшего антитеррористического исламистского альянса при поддержке тех же стран, но ничего не произошло, несмотря на некоторое практическое сотрудничество», — сказал Сайигх в интервью сайту «Дефенс ньюз» (Defense News).
«Совет сотрудничества стран Залива никак не соглашался на создание общего оборонного потенциала, поэтому Саудовская Аравия и ОАЭ не смогли согласовать совместные военные действия в Йемене. И нет никаких доказательств того, что теперь они смогут реализовать такой амбициозный проект, как арабское НАТО», — добавил он.
Полковник в отставке ВВС Кувейта Дафер аль-Аджми придерживается иного мнения. Он считает, что военный альянс может сблизить государства Персидского залива сильнее, чем когда-либо прежде.
«Военные структуры во всем мире доказали, что они могут нарушать все политические границы. Соединенное Королевство отказалось от своих экономических и политических связей с Европой, когда являлось частью НАТО. Кроме того, прошлой весной Катар принимал участие в совместных военных учениях с Саудовской Аравией. Это доказывает, что стойкое и неизменное военное сотрудничество является ключом к успеху арабского НАТО», — сказал он в интервью сайту «Дефенс ньюз».
«Рейтерсс» со ссылкой на осведомленный источник ранее сообщило о создании противоракетного щита. Подобный вопрос в течение многих лет обсуждался США и странами Персидского залива, которые так и пришли к какой-либо договоренности. Эта инициатива станет целью для нового альянса, а также послужит для модернизации региональных армий.
«Это действительно касается Ирана?», — задается вопросом Сайигх. «Идея состоит в том, чтобы убрать Иран из Персидского залива или Ближнего Востока, но, с другой стороны, она может послужить средством отдаления таких стран, как Катар. Саудовцы не могут исключить их из ССГАПЗ или Лиги арабских государств», — говорит он.
В июне 2017 года ОАЭ, Саудовская Аравия, Бахрейн и Египет разорвали дипломатические отношения с Катаром и объявили ему блокаду, обвинив в поддержке терроризма, несмотря на то, что Доха отрицает обвинения.
«Катар на данном этапе не готов вступить в какие-либо альянсы для противодействия влиянию Ирана. Правда, несмотря на то, что все арабские страны являются союзниками, они также являются и региональными соперниками. Все они хотят стать крупнейшим игроком в регионе», — сообщил источник «Дефенс ньюз».
«Мы не начали решать огромную задачу по интеграции этих армий с различными возможностями, а в некоторых случаях и с несовместимым оружием», — добавил он.
«Маловероятно, что Оман откажется от своей нейтральной политики в отношении Ирана, тем более, что он уже отказался участвовать в арабском альянсе в операции в Йемене», — заявил военный источник из одного из государств Совета сотрудничества стран Залива.
«Таким образом, шансы на создание арабского альянса, в состав которого войдут страны ССЗ, Египет и Иордания кажутся минимальными, поскольку государства Персидского залива по-прежнему не сходятся во мнении касательно приоритетов, врагов, характера угроз и их источников», — сообщает военный источник.
Язид Сайигх указал на важность сохранения двусторонних отношений этих арабских стран с администрацией президента США Дональда Трампа. Он сказал: «Мы сделали вывод, что создание арабского НАТО маловероятно. Оно не заменит двусторонние отношения между США и этими арабскими странами, включая Катар».