Akhbar Al-Khaleej (Бахрейн): политические причины колебаний на нефтяном рынке

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Перед введением санкций США против Ирана цена за баррель нефти была выше 80 долларов. После санкций некоторые прогнозировали повышение цены до 100, а она упала до 60 долларов. Играя на нефтяном рынке, США стремятся укрепить свою мощь перед лицом своего традиционного противника — России. Ведь в такой ситуации Москве будет сложнее финансировать свою экспансию, считают авторы «Ахбар Халидж».

С приближением даты подписания закона о введении санкций США в отношении Ирана, наибольшее значение среди которых имеют санкции, запрещающие Тегерану экспортировать свою нефть (объём составляет 1,5 миллиона баррелей в сутки), появились ожидания, что прямым следствием данного шага станет повышение цен вследствие недостатка предложения. Предполагалось, что Вашингтон обратится к Саудовской Аравии, чтобы она покрыла этот дефицит и способствовала сохранению стабильности на нефтяном рынке. Саудовская Аравия производит 10 миллионов баррелей в сутки с резервной мощностью в два миллиона баррелей, но опасаясь задержки в удовлетворении спроса, многие страны-импортеры стали наращивать запасы. Саудовские опасения заключаются в том, что некоторые страны, имеющие запасы, поставят их на рынок, а затем цены упадут.

Цена на нефть перед введением санкций США превышала 80 долларов за баррель, а затем некоторые прогнозировали, что она может достигнуть 100 долларов. Но то, что произошло, не отвечало этим ожиданиям, так как цены в ноябре и после применения этих санкций снизились на 30%, пока цена за баррель не остановилась на уровне между 50 и 60 долларами.

Таким образом, картина свидетельствует о волатильности цен на нефть в краткосрочной перспективе, и примечательной в этой связи является политическая ситуация, особенно на фоне заявления Катара о выходе из ОПЕК за несколько часов до заседания организации 6 декабря 2018 года.

Главные причины этого снижения, которое нарушило первоначальные ожидания, — это быстрый отклик Саудовской Аравии и России, крупнейшего в мире производителя нефти (Россия производит 11,2 миллиона баррелей в день), и увеличение объёма производства в преддверии введения санкций США, согласно договору ОПЕК с крупнейшими независимыми производителями нефти, заключённому в июне, на 1 миллион баррелей нефти в сутки на фоне необходимости покрыть дефицит иранской нефти. Сокращение производства в 2017 году — из-за падения производства в Ливии, Венесуэле и Анголе — достигло 2,8 миллиона баррелей в сутки, что стало причиной повышения цены примерно до 80 долларов за баррель и принесло прибыль производителям сланцевой нефти, в первую очередь США. Они будут увеличивать производство этой нефти до тех пор, пока показатель не достигнет 12,1 миллиона баррелей в сутки к началу 2019 года, что на 28% больше, чем в 2017 году.

Рост добычи традиционной нефти в ОПЕК и России произошёл в то время, когда иранская нефть по-прежнему была доступна на рынках, а США предоставили крупнейшим импортерам иранской нефти во главе с Китаем, Индией, Японией, Южной Кореей и Турцией период освобождения от американских санкций на 180 дней. После утечки с рынка нефти Ирана и его союзников в регионе, возглавляемых Катаром, и спада основных мировых экономик, последние не смогли активизировать свой спрос на поглощение большого количества нефти, что усугублялось торговой войной между Америкой и экономиками, которые стали возвращаться к протекционистской политике.

Эта ситуация ясно демонстрирует политическую природу нефтяного товара в международных отношениях. Причины этих колебаний в экономической сфере кроются не только в предложении и спросе, но имеют политический характер. Их последствия также можно рассматривать не только в экономических терминах, таких как влияние на бюджет и государственные расходы, но с точки зрения борьбы за власть, особенно на вершине мировой пирамиды. Соединенные Штаты в последние десятилетия оказывали большое влияние на энергетическую политику, что позволило им увеличить производство сланцевой нефти. До этого момента они полагались в целях экономического роста на импорт дешёвой нефти, которую Америка покупала через свои гигантские компании на Ближнем Востоке, особенно в Персидском заливе. Когда этот регион оказался в пороховой бочке, Соединенные Штаты сделали ставку на то, чтобы перестать зависеть от этой нефти и направить усилия на получение большей доли на мировом рынке нефти, где лидировали Саудовская Аравия и Россия.

Играя на нефтяном рынке, Соединенные Штаты стремятся укрепить свою национальную мощь перед лицом своего традиционного противника — России, а также экономик стран, которые готовятся изменить мировую пирамиду власти, особенно Китая. Быстрый рост добычи нефти обеспечивает правительству значительные ресурсы, которые необходимы для расширения его внешней политики и увеличения оборонительных расходов и, таким образом, может укрепить ее международное положение в качестве самой крупной и влиятельной державы в мире, не имеющей конкурентов. Кроме того, это способствует увеличению местной экономики, уровня занятости, сокращению импорта нефти, улучшению платежного баланса, снижению расходов федерального бюджета и повышению конкурентоспособности американской промышленности, особенно таких энергоемких отраслей, как нефтехимическая, алюминиевая и сталелитейная отрасли.

Снижение цен на нефть неизбежно ослабит Россию и Иран, что и ставит целью своей политики Трамп. Поэтому Америка освободила крупные экономики, которые импортируют нефть из Ирана, от действия санкций на период длительностью 180 дней. По истечении данного срока эти страны в полном объёме введут санкции против Тегерана, особенно это касается союзников США, таких как Япония и Южная Корея, а крупнейшей проигравшей стороной станет Иран. Ввиду сокращения продаж иранской нефти и снижения цен Тегеран не сможет продолжать финансировать свою деятельность в Сирии, Йемене, Ливане и Ираке, какую ведёт сегодня, в то время как Вашингтон укрепит свое присутствие на Ближнем Востоке благодаря сдерживанию региональных амбиций Ирана.

Как и в случае с Ираном, низкие цены на нефть ослабят способность России финансировать свою экспансионистскую внешнюю политику и обеспечивать внутренние потребности. В свою очередь это ослабит внутреннюю стабильность и потенциал России за рубежом на фоне экономического оживления в США и стабильной внутренней ситуации. Именно поэтому Россия стремится дестабилизировать регионы, в которых доминирует, так как это повлияет на международную торговлю и энергопоставки и обусловит повышение цен. Нет сомнений в том, что недавние столкновения между российским флотом и украинскими силами в Черном море нужно рассматривать именно в данном ключе.

Политические последствия падения цен на нефть не ограничиваются ослаблением иранской и российской мощи на фоне укрепления американской власти. Они также распространяются на конкуренцию, бушующую между сланцевой нефтью, которую Соединенные Штаты рассматривают в качестве элемента своей мощи, и традиционной нефтью, которую представляет ОПЕК. Вплоть до сегодняшнего дня ОПЕК был основным игроком, определяющим цену на нефть в мире благодаря координации между ее членами, а также между ней и крупными независимыми производителями нефти, и определяя количество нефти, поставляемой на мировой рынок. США часто обвиняют ОПЕК в том, что она действует как монополист. Вашингтон стремится использовать свое преимущество в производстве сланцевой нефти, чтобы стать влиятельной силой, определяющей цену на нефть в соответствии со своими интересами. Однако эта тенденция наносит ущерб традиционным союзникам Соединенных Штатов, экономика которых полностью зависит от производства и экспорта обычной нефти. Вашингтон считает, что эти страны имеют возможность справляться с низкими ценами на нефть благодаря своим крупным финансовым резервам, с одной стороны, и низкой стоимости добычи нефти, с другой.

Цена на нефть часто падала значительно ниже текущих цен, но снижение, которое сегодня администрация США рассматривает как своё преимущество, может повлиять на способность их союзников финансировать свою внешнеполитическую деятельность, особенно это касается стран, которые сопротивляются расширению влияния Ирана в регионе и деятельности террористических групп. В свою очередь это наносит ущерб Соединенным Штатам и их интересам во всем мире.

Катар бросился поддержать политику США и, как следствие, падение цен на нефть, когда 3 декабря министр энергетики Катара Саад аль-Кааби объявил выход своей страны из ОПЕК, начиная с 1 января 2019 года. Хотя производство ОПЕК составляет около 32 миллионов баррелей нефти в сутки, что составляет одну треть мирового предложения, объём производства нефти в Катаре достигает около 640 тысяч баррелей в сутки, то есть не имеет значительного веса ни на уровне ОПЕК, ни на глобальном уровне. Однако это объявление состоялось до заседания ОПЕК 6 декабря, и Саудовская Аравия является ведущим членом этой организации, тем самым отказ Катара участвовать в процессе снижения объёма добычи нефти означает, что он останется за его пределами. Выход из ОПЕК может быть подготовкой к изменениям в сфере, в которой Катар занимает высокую позицию. Так, он является пятым в мире по производству природного газа, но первым по производству и экспорту сжиженного природного газа (СПГ) и стремится увеличить его производство с 77 до 110 миллионов тонн в год. Экспорт катарского газа составляет 27% от мирового объёма, и благодаря этой потенциальной роли в политике цен на газ и поставок Доха может послужить в интересах США и ослабить позиции России на мировом энергетическом рынке. Известно, что Европа сильно зависит от поставок российского газа через компанию «Газпром» — крупнейшую газовую компанию в мире.

Результаты американской политики в этом вопросе, похоже, не являются положительными для всех. Она подрывает интересы стратегических партнеров США на Ближнем Востоке и в Персидском заливе, а также подрывает их способность быть проводниками американской стратегии в этом регионе. Сокращение поступлений в бюджеты негативно повлияет на их расходы в социальной сфере и области безопасности, как внутри страны, так и за рубежом, что способствует нестабильности и деятельности террористических групп, которые используют эту ситуацию. Эти же группы может использовать в своих целях Иран, чтобы обойти санкции США и нивелировать их эффективность.

Недавно мы наблюдали беспорядки в Иордании в результате попыток правительства наложить новое бремя на своих граждан, но с помощью стран Персидского залива помогла иорданским властям на время уладить ситуацию. Как эти страны смогут продолжить предоставлять такую помощь, если политика США снижает способность арабских стран Персидского залива ее обеспечивать?

Именно поэтому политика США должна учитывать все аспекты, и когда они действуют на мировом энергетическом рынке, они должны смотреть на этот рынок в целом, а не только с точки зрения краткосрочных выгод. Вместо того, чтобы управлять миром при помощи конфликтов, они должны действовать как ответственная глобальная сила и полагаться на сотрудничество, чтобы сбалансированным образом обеспечивать интересы различных стран мира.

Обсудить
Рекомендуем