Многократные победительницы престижных лыжных соревнований Елена Вяльбе и Любовь Егорова долгое время были хорошими подругами. События Чемпионата мира 1997 года все изменили.
26 февраля 1997 года мир спорта потрясла шокирующая новость.
Показывавшая превосходные результаты на Чемпионате мира в норвежском Тронхейме лыжная сборная России оказалась в кризисной ситуации, когда легенду лыжного спорта Любовь Егорову уличили в применении запрещенного стимулятора бромантана.
Новость о том, что многократная победительница престижных соревнований употребляла допинг, превратилась в грандиозный скандал. Международные СМИ буквально осаждали корабль, на котором размещалась российская команда в Тронхейме. Егорова не стала объяснять, что случилось, и в разгар соревнований быстро сбежала из Норвегии на «Ладе».
Российская команда событие не комментировала, пока звезда сборной Елена Вяльбе не решила наконец нарушить молчание.
28-летняя Вяльбе вышла вперед перед началом женской эстафеты и на немецком языке извинилась перед фанатами лыжного спорта и королем Харальдом, который смотрел соревнования.
«Это шок для всей нашей команды. Я хочу извиниться от лица моей команды и себя лично за ситуацию с Любовью Егоровой», ‒ сказала серьезная Вяльбе в микрофон практически перед сотней тысяч человек.
«Это был не самый приятный момент. Я была потрясена. Вечером накануне я решила, что мне нужно принести извинения. Сначала наш тренер выступил против моей идеи, он посчитал ее бесполезной. Но наша команда чувствовала, что мы все виноваты в скандале с Егоровой», ‒ вспоминает сейчас 50-летняя Вяльбе.
«Наши администраторы не хотели выходить на место соревнований, потому что боялись, что нас забросают помидорами. Переводчик не приехал, и мне пришлось сказать все самой».
Заявление Вяльбе оказалось спасением для сборной. Норвежская публика полюбила спортсменку в розовой шапке.
«Отношение к нам полностью изменилось. Журналисты больше не задавали вопросы по этой теме, никто не вспоминал произошедшее», ‒ говорит Вяльбе, которая выиграла в Тронхейме рекордные пять золотых медалей.
Егорова, в свою очередь, стала изгоем в лыжном спорте, и события этого Чемпионата мира навсегда стали темным пятном в ее карьере.
Вяльбе уже тогда раскритиковала свою коллегу по сборной.
«Думаю, своих более ранних успехов Любовь Егорова тоже достигла при помощи запрещенных препаратов. У меня нет причин считать иначе», ‒ прокомментировала Вяльбе ситуацию изданию «Илта-Саномат» (Ilta-Sanomat) в Тронхейме в 1997 году.
До допинг-скандала Вяльбе и Егорова были хорошими подругами. В Тронхейме они жили в соседних каютах и много времени проводили вместе. После допинг-скандала их отношения стали очень плохими.
«Я все еще очень обижена, что Люба тогда не собрала нас всех вместе. Она не попросила у нас прощения, не собрала пресс-конференцию, не сказала, что это была ее личная ошибка, вина за которую лежала на ней. Она смешала нас с грязью».
Подруги не обсуждали произошедшее и вообще больше не говорили друг с другом. Ранее в этом году Вяльбе рассказала российской газете, что не верит в то, что когда-нибудь сможет ее простить.
«У нас нет ничего общего. К сожалению. Это очень тяжелая тема», ‒ говорит сейчас Вяльбе.
«Все начало проясняться»
Вяльбе, занимающая сейчас пост президента Федерации лыжных гонок России, завершила блистательную карьеру после Олимпиады 1998 года в японском Нагано. В начале 2000-х коллеги Вяльбе Лариса Лазутина, Ольга Данилова и группа бывших соперников Вяльбе тоже попались на использовании запрещенных веществ.
Начали выясняться новые случаи использования допинга. По словам Вяльбе, тогда она поняла, почему так и не смогла получить за время своей карьеры олимпийское золото за одиночную гонку.
«Мои коллеги попадались один за другим, и все стало проясняться. Я все же горжусь тем, что смогла выиграть так много наград».
Несмотря на интриги, Вяльбе говорит, что всегда оставалась «чистой» спортсменкой.
«Я не думала об этом. Я просто делала свою работу — и делала ее с удовольствием. Когда я поняла, что больше не получаю от тренировок удовольствия и устала, я сразу же завершила карьеру».
В начале 2000-х Егорова пыталась вернуться в лыжный спорт после того, как была уличена в допинге. Однако время звезды лыжного спорта ушло. В гонке на 15 километров на Олимпиаде 2002 года в Солт-Лейк-Сити она заняла лишь пятое место. Через год она завершила карьеру.
В отличие от большинства своих коллег Егорова не стала тренером после завершения спортивной карьеры. Сейчас она живет в Санкт-Петербурге и работает проректором в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта. Будучи членом партии «Единая Россия», Егорова также занимается вопросами региональной политики.