Сможет ли Великобритания стать «вторым Сингапуром»?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Мечты британских политиков создать после Брексита своего рода «Сингапур-на-Темзе» не имеют реальной основы. Причин несколько, но главная, пожалуй, в том, что «сингапурское чудо» было создано как авторитарное государство с госкапиталистической экономикой азиатского образца, чего Великобритания повторить не сможет. Лондону придется самостоятельно искать путь к процветанию после выхода из ЕС.

В преддверии Брексита британские политики все чаще используют пример Сингапура, чтобы показать преимущества свободной торговли вне ограничительных рамок Евросоюза. Сравнение с Сингапуром особенно полюбилось лидерам Консервативной партии. 200 лет спустя после того как британский колониальный администратор Стэмфорд Раффлз основал порто-франко в Сингапуре, многие британские политики мечтают о «Сингапуре-на-Темзе». Между тем страны Евросоюза предупредили Лондон: они не позволят Великобритании создать новую офшорную зону у берегов Европы.

Консерваторы очень любят приводить пример Сингапура как государства, воплотившего основные принципы свободной торговли. Начиная с Маргарет Тэтчер и кончая нынешним министром иностранных дел Джереми Хантом, список британских политиков, предлагающих создать «Сингапур-на-Темзе», весьма велик. Особенно отличился Джереми Хант, который связал успех Сингапура с британским наследием свободной торговли, независимых судов и английского языка. Но остается загадкой, почему именно Сингапур — авторитарное государство с госкапиталистической экономикой азиатского образца — для консерваторов более привлекателен, чем подлинно свободные экономики. По мнению ряда британских обозревателей, такая позиция рискованна и грозит отходом от принципов демократии.

Согласно газете «Гардиан», консерваторы, провозгласившие принцип «глобальной Британии», с самого начала скрывали от общественности серьезнейшие проблемы, с которыми страна столкнется в случае Брексита. В октябре 2017 года министр международной торговли Великобритании Лиам Фокс заявил, что не пройдет и секунды после Брексита, как его страна заключит до 40 международных торговых соглашений. При этом Фокс не упомянул, что практически все действующие соглашения о свободной торговле Великобритания имеет в качестве члена Евросоюза. И заменить их на новые будет непростой задачей — уже в силу того, что Великобритания как субъект мировой торговли не будет обладать соответствующим весом и не сможет заключить столь же выгодные соглашения. Если Брексит действительно состоится 29 марта, то Лондон будет вынужден начать долгий и мучительный процесс пересмотра действующих договоров. При этом велика вероятность того, что британский экспорт не будет сразу допущен на рынки стран мира по действующей системе ВТО.

Практически все представители британского бизнеса отмечают, что страна абсолютно не готова к торговле в новых условиях, когда действующие торговые соглашения теряют силу. Велика также вероятность того, что Европейский союз, желая преподать пример всем своим членам, будет всячески затруднять выход Лондона на новые торговые соглашения. И, что самое главное, ЕС не предоставит Великобритании привилегированного доступа на свой внутренний рынок. Фактически Великобритания станет по отношению к Евросоюзу «третьей страной», именно такой термин применяется сейчас в Брюсселе.

По мнению известного британского экономиста Уилла Хаттона, уже сама идея, что Великобритания может разработать самостоятельную торговую политику, абсурдна. Покинуть систему торговых договоров, заключенных Евросоюзом, и пуститься в самостоятельное плавание под знаменами ВТО — авантюризм и экономическое самоубийство. ЕС имеет выгодные торговые договоры с 61 страной мира, однако на сегодняшней день правительство тори смогло договориться о двусторонних соглашениях лишь с горсткой стран, да и то не первого калибра. Всего же, по подсчетам «Файнэншл таймс», в случае Брексита Великобритании придется перезаключить 759 договоров со 168 странами мира — в индивидуальном порядке. Фактически Лондон будет вынужден выстраивать систему международных торговых отношений с нуля. Как считает большинство экономистов, это непосильная задача.

Однако ослепленные идеей Брексита консерваторы уверены в успехе. Они твердо намерены сделать страну привлекательной для инвесторов и предоставить им значительные преференции. В этой связи Еврокомиссия заявила, что не позволит Великобритании создать «налоговый рай», куда будут утекать европейские капиталы. Великобритания в этом случае будет внесена в «черный список» стран, практикующих «вредную налоговую политику» и подвергнется соответствующим санкциям. Однако, как отмечают наблюдатели, в случае жесткого Брексита использование Великобританией торгового и инвестиционного демпинга весьма вероятно.

В стартовой ситуации Сингапура в 1965 году и Великобритании в случае Брексита имеется одна схожая черта: в обоих случаях приходится заново налаживать систему торгово-экономических связей. Однако на этом аналогия исчерпывается. Сингапур пошел по пути авторитарной модернизации, попирая основные принципы демократии, в то время как другие дальневосточные «тигры» вступили на путь демократизации. Еще в 90-х годах прошлого века американский экономист Милтон Фридман отметил, что Сингапур демонстрирует удивительное сочетание свободной рыночной экономики с диктаторской политической системой. В то же время Великобритания — парламентская демократия с многовековой традицией, и авторитарные методы управления ей абсолютно чужды. А руководство Сингапура всегда действовало жестко, ограничивая свободу прессы и профсоюзов, замораживая заработную плату и привлекая дешевую рабочую силу из других стран Азии.

Не стоит также забывать, что «сингапурское чудо» связано с определенным историческим периодом (второй половиной ХХ века), когда глобализация мировой экономики переживала расцвет. Сейчас, после финансового кризиса 2008 года, в мире началось формирование обособленных экономических зон, и опыт Сингапура уже невозможно повторить. К тому же, реформы в Сингапуре проводил харизматический лидер Ли Куан Ю. Он сделал Сингапур привлекательным местом для инвестиций, привлек высококлассных специалистов, создал прозрачный налоговый режим, эффективный административный аппарат и надежную юридическую базу, проводя при этом нейтральную внешнюю политику.

Британские политики предпочитают замалчивать эти факты, и ни один из них не поставил борьбу с коррупцией на первое место в своей программе. А ведь система госзаказов в Великобритании протекает по непрозрачным схемам, лоббируется финансовыми и политическими группами, душит свободную конкуренцию. Уже тот факт, что Великобритания является мировым центром по отмыванию денег, делает невозможным любое сравнение с Сингапуром.

«Санди телеграф» отмечает, что Сингапур — вообще редкое исключение среди бывших европейских колоний. Город-государство смог разбогатеть исключительно благодаря коммерции и свободной торговле. Действительно, Сингапур в значительной степени обязан своим процветанием британским законам: праву частной собственности, торговым договорам, свободной торговле и гражданскому законодательству в целом. Но и не только благодаря этому. Сингапур пошел своим особым путем: премьер-министр Ли Куан Ю значительно углубил либеральные принципы, в одностороннем порядке снял таможенные барьеры и пошлины, создал зоны с налоговыми преференциями и вложил большие деньги в образование. Налицо внедрение либеральной экономики административными, чисто азиатскими методами.

Столь радикальная либеральная политика вряд ли применима в сегодняшней Великобритании, где далеко отошли от изначально «чистого» либерализма и навесили много «социалистических» ограничений на экономическую деятельность — как и во всей Европе. Однако, считают многие британские политики, Брексит может дать Великобритании шанс вернуться к своим исконным принципам свободной торговли, преимущества которой демонстрирует Сингапур. В этой связи премьер-министр Сингапура Ли Сяньлун прямо заявил: «Великобритания не может использовать сингапурскую модель ввиду совершенно других исторических обстоятельств и социальных традиций. В Лондоне должны найти самостоятельный путь к процветанию после выхода из ЕС. Что-то из сингапурского опыта можно заимствовать, однако каждое общество работает по своим законам».

Обсудить
Рекомендуем