Уроки московской авиакатастрофы: ваш багаж или чужие жизни (The Conversation, Австралия)

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Автор считает, что попытка пассажиров забрать свой багаж во время экстренной ситуации на самолете является преступлением. По его мнению, существует два варианта решения проблемы — воспитывать или наказывать. Учитывая, насколько высоки ставки и то, что одного воспитания недостаточно, штраф порядка 20 тысяч евро привлек бы внимание людей, как и возможность тюремного срока.

5 мая 2019 года самолет «Аэрофлота» потерпел крушение в московском аэропорту Шереметьево. В катастрофе погиб 41 пассажир из 73. Самолет «Сухой Суперджет-100» летел в Мурманск, но вынужден был развернуться после того, как, по некоторым данным, в него попала молния, и в самолете перестал работать автопилот и радиосвязь. Вернувшись снова в Москву, самолет совершил жёсткую посадку и загорелся, более половины пассажиров погибли. Причины катастрофы до сих пор выясняются, и, помимо удара молнии, власти рассматривают версию ошибки пилота и технического сбоя.

В одном все сообщения сходятся: некоторые пассажиры пытались забрать свой багаж, что замедлило процесс эвакуации и создало дополнительный риск для жизни. В то время, как российские СМИ выделили действия одного пассажира, важнее сосредоточиться на более масштабной проблеме. На записи видно, что многие пассажиры выходили из этого самолета с багажом, и эта проблема далеко не нова: пассажиры самолета компании «Бритиш эйрвэйз» (British Airways), загоревшегося в Лас-Вегасе в 2015 году, были виновны в том же самом.

Мы должны задаться вопросом, почему пассажиры это делают, и как этому можно положить конец.

Сколько стоит ваш ноутбук?

В 2017 году авиалинии перевезли более четырёх миллиардов пассажиров, и значительную их часть составляли люди, путешествовавшие по делам. Большую часть нашего багажа при перелетах легко возместить. Кредитные карточки и паспорта? Получите новые. Деньги? В нашем безналичном обществе мало кто имеет при себе больше 100 евро. На самом деле единственный подлинно важный предмет, который перевозит большинство из нас, — это компьютер, но все большее количество данных сейчас можно восстановить из облачных хранилищ. В одном неоднократно цитировавшемся исследовании 2008 года говорилось, что до 12 тысяч ноутбуков еженедельно терялись в американских аэропортах, и так или иначе люди получали что-то взамен: нет необходимости подвергать свою и чужую жизнь риску при возникновении экстренной ситуации ради спасения компьютера.

Даже в самых экстренных случаях существует сильный соблазн схватить свой рюкзак. Это приводит к возникновению второй проблемы: многие серьёзно полагают, что это никак не скажется на эвакуации. Посмотрите любую запись имитации экстренной эвакуации, и вы быстро поймете, что она требует координации армейского уровня. Большинство пассажиров не понимают этого, так как никогда не видели данного процесса и не способны осознать, что от них потребуется. Экономисты-лауреаты Нобелевской премии Дэниэл Канеман (Daniel Kahneman) и Ричард Тейлер (Richard Thaler) компетентно доказали, что люди плохо осознают подобные проблемы и не умеют взвешивать риски.

Чтобы в полной мере понять проблему, с которой сталкиваются сотрудники авиакомпаний, эвакуируя самолет, нужно провести ряд подсчетов. Существуют нормы индустрии, в соответствии с которыми это следует сделать в пределах 90 секунд, и все пассажиры должны выйти из самолета, и это максимум. Видеозапись московского рейса позволяет предположить, что у сотрудников компании «Аэрофлот» было меньше 60 секунд, если они хотели сократить количество потерь. Таким образом, у них было менее секунды на каждого пассажира при эвакуации 73 пассажиров и пяти членов экипажа. В самых часто используемых при перелетах краткой и средней дальности самолетах — «Аэробусе-320» и «Боинге-737» — бывает до 220 пассажиров. Даже при наличии щедрых 90 секунд у сотрудников авиакомпании будет всего по 0,4 секунды на высадку каждого пассажира. Иными словами, промедление в две секунды может привести к гибели пяти человек. И вот уже попытка забрать свой багаж не кажется такой невинной.

Воспитывать или наказывать

Когда мы сталкиваемся с кажущейся неспособностью пассажиров делать то, что необходимо, существует два варианта решения — воспитывать или наказывать. Воспитывать — значит представлять пассажирам четкие правила. Ныне существующие видеоинструкции по безопасности дают абстрактные рекомендации, ограждая пассажиров от жесткой реальности того, что требуется делать при возникновении экстренной ситуации. На самом деле демонстрация короткого видеоролика с имитацией эвакуации будет хорошим началом, давая пассажирам возможность визуализировать то, что им следует делать. Аналогичным образом, рассказ о последствиях в две секунды в четкой и недвусмысленной форме тоже может оказать положительное воздействие. Возможно, мы не хотим слышать сообщения подобного рода перед началом отпуска, но разве не стоит потерпеть этот небольшой временный дискомфорт ради улучшения чьих-то шансов на выживание в аварии?

Учитывая, насколько высоки ставки и то, как мы противимся принятию правильных решений, одного воспитания недостаточно. Например, штраф порядка 20 тысяч евро привлек бы внимание людей, как и возможность тюремного срока. Эти меры должны применяться к любому пассажиру, покидающему самолет в экстренной ситуации с портфелем, рюкзаком или даже маленькой сумочкой. Одним словом, это должно касаться любого человека, который несет неодушевленный предмет, способный замедлить процесс эвакуации на долю секунды. Эта доля секунды может привести к гибели одного из пассажиров. Или ваш багаж, или чья-то жизнь.

Обсудить
Рекомендуем