Багдадский вор: арабская экзотика в мировом кинематографе (Raseef22, Ливан)

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Ливанское издание «Расиф22» знакомит читателей с арабской экзотикой в мировом кинематографе, а также с отраженными в кино стереотипами, связанными с арабами, их историей и культурой. Если первоначально в фильмах доминировала сказочная и экзотическая тематика из «Тысячи и одной ночи», то со временем главным стереотипом об арабах в мировом кинематографе стал образ террориста.

На выставке «Багдадский вор», проходящей в культурном центре Дар эль-Нимер (Dar El-Nimer) в Бейруте, представлена личная коллекция старых киноплакатов Абуди Абу Джуды, директора ливанского издательства Аль Фурат (Al Furat). Эти плакаты были произведены не только в Ливане, но и в других арабских странах.

В подростковом возрасте Абу Джуда приобрел постер фильма «Седьмое путешествие Синдбада» (1958), и он стал первым в коллекции киноплакатов, которая сегодня насчитывает 550 постеров, 300 фотографий из 20 стран и одну рекламную брошюру.

Абу Джуда сфокусировался на теме восприятия западным обществом арабов посредством киноплакатов. Таким образом, проанализировав их, мы можем узнать, что является арабской экзотикой в мировом кинематографическом воображении, а также отраженные в кино стереотипы, связанные с арабами и их культурой.

Художественный аспект киноплакатов

Первое, с чем знакомится посетитель выставки, — это художественный и эстетический аспекты постерного искусства. «Большинство киноплакатов были созданы ещё до использования современных технологий печати в период 1890-1970-х годов. В ту эпоху художники стремились привлечь публику и создавать хорошие работы, хотя качество плакатов было разным. Так, некоторые были менее заинтересованы в качестве своей работы, в то время как другие рисовали прекрасные плакаты, как это было у французских и итальянских художников. Чтобы привлечь публику, они с большой точностью изображали тело, создавали пейзажи и использовали яркие цвета, тем самым завлекая их в вымышленные миры», — говорится в брошюре выставки.

Представления об арабской культуре в международном кинематографе

Другой стороной постерного искусства, с которым знакомится посетитель выставки, является документальный аспект, связанный с тем, как представлена арабская культура в американском и европейском кинематографе. В этой связи можно выделить, какие ключевые особенности этой культуры наблюдаются в кино.

На выставке были представлены четыре группы киноплакатов, разделённых по тематике и жанру: мелодрама, фантастика, войны и шпионаж, а также особая коллекция всемирно известных фильмов, снятых в Бейруте.

Экзотика арабских женщин

Как рассказывают организаторы выставки, международный интерес к арабской культуре стал проявляться после танцевальных представлений, которые предшествовали появлению коммерческих фильмов. В 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго группа из 12 артистов во главе с Фаридой Мазар выступила с танцевальным представлением, после которого девушка взяла сценическое имя Little Egypt (Маленький Египет). Этот танцевальный спектакль проложил путь к появлению целого ряда кинематографических работ, в том числе фильма «Великий Зигфилд» (1936). Таким образом, с самого начала с арабской экзотикой ассоциировались арабские женщины и их уникальная, редкая красота.

По сюжету фильма «Рабыня» (1947) Чарльза Лэмонта американский авантюрист отправляется с миссией в Триполи, чтобы спасти похищенных моряков. Там он встречает красивую танцовщицу, которая работает на похитителей. Фильм Роберта Флори «Дозорный пост в Марокко», снятый в 1949 году, повествует о французском офицере из иностранного легиона в Северной Африке, влюблённом в дочь султана.

История того самого танцевального представления была перенесена на экраны в 1951 году, когда режиссёр Фредерик Де Кордова снял комедию «Маленький Египет». Фильм повествует о танцовщице, ставшей миллионершей после того, как ее драматический танец вызвал бурную реакцию зрителей на Чикагской международной выставке.

В контексте западного увлечения женщинами Востока можно также упомянуть фильм Чарльза Лэмонта «Пламя Аравии» (1951). По сюжету тунисская принцесса борется с бедуинским шейхом за обладание черным конем. В приключенческом фильме Нэйтана Юрана «Золотой клинок» (1953) мы становимся свидетелями истории Харуна ар-Рашида, пытающегося спасти принцессу Кайрузан от жестокого визиря. В фильме «Вавилонская блудница» (1954) Карло Брагальи Семирамида, наложница царя, влюбляется в халдейского воина, сражающегося против правителя древнего Вавилона.

Стив Шекей снял фильм под названием «Грешники в пустыне» (1959). По сюжету бывший римский солдат встречает незнакомую женщину по имени Иштар, привязанную к колонне. В фильме Паоло Хеуша «В пустыне» (1965) авантюрист Алдар встречает принцессу Ясмин, когда продаёт оружие.

Злодеи-бедуины

Сюжетные линии фильмов нуждаются в злодейском персонаже или в преодолении препятствий, прежде чем прийти к счастливой концовке истории.

В мировом кинематографе образ бедуина пришёлся весьма кстати для создания в сценарии таких персонажей. В фильме «Приключения в Ираке» (1943) Росса Ледермана группа американцев избегает авиакатастрофы и встречает шейха, а вскоре становится очевидно, что за его дружелюбием скрывается нечто очень неприглядное. В фильме «Бенгази» (1955) Джона Брама бедуин противостоит американцу и ирландцу, которые ищут зарытые в пустыне сокровища. В «Караванах» (1978) Джеймса Фарго американский дипломат едет в Задестан, чтобы забрать дочь американского сенатора, влюбившуюся в бедуина.

Арабская пустыня

В фильме «Золотая маска» (1953) Джека Ли археолог из Британского музея отправляется в путешествие по пустыне для поиска редкой маски и понимает, что группа разбойников также ищет это сокровище. В фильме «Запретная пустыня» (1957), швейцарский исследователь притворяется арабом, чтобы посетить запретные для посещения европейцами районы. В фильме «Побег из пустыни» (1958) Вольфганга Штаудте группа немцев терпит крушение, что становится началом их приключений, включая похищение медсестры, которая оказала им помощь. Во многих подобных фильмах земля арабов представлена как огромная бесплодная пустыня. К примеру, в «Песне пустыни» (версии 1929, 1943, 1953 годов) горы Марокко превращаются в песчаные дюны и пустынные районы.

Восточная Фантазия

Особый интерес у ученых-исследователей вызывает тяга европейцев и американцев к арабским сказкам «Тысяча и одна ночь». Невероятный мир, полный сокровищ, чудес, волшебства, очаровательных гурий, прекрасных танцоров, храбрых шейхов и страшных чудовищ — источник огромного вдохновения для создания фантастических фильмов. Например, фильм «Багдадский вор» (1924) был экранизирован трижды (1940, 1961, 1978). В центре внимания кинематографистов находятся магия, приключения, ковры-самолеты, наложницы и восточный колорит, а не историческая точность событий.

Существует несколько фильмов, снятых по сказкам «Тысяча и одна ночь». Американские: «Али Баба и 40 разбойников» (1944), «Тысяча и одна ночь» (1945) и «Синдбад-мореход» (1947). Индийский — «Аладдин и волшебная лампа» (1952). Французский — «Али Баба и 40 разбойников» (1954) с Фернанделем и Самией Джамал. Также есть известный фильм совместного производства Франции и Туниса — «Гоха» (1958).

Земля шпионов и предателей

После Второй мировой войны возобновилось кинопроизводство в Европе. О военных действиях на территории арабских стран было снято множество фильмов, особенно о сражениях между англичанами и американцами, с одной стороны, и немцами и итальянцами, с другой. О роли арабов в сражениях на египетской границе рассказывают такие фильмы, как: «Сахара» (1943), «Пять гробниц по пути в Каир» (1943) и «Дорога в Каир» (1951). Также были сняты фильмы об иностранных легионах в арабском Магрибе. Например, американские и французские легионы можно увидеть в картинах «Дозорный пост в Марокко» (1949) и «Десять высоких мужчин» (1951).

В начале 60-х особой популярностью стали пользоваться шпионские и полицейские фильмы. Множество картин о событиях в Египте, Ливане и Тунисе выходило под категорией «В». Например, фильмы «Каир» (1963), «24 часа для убийства» (1965) и «Шпионы умирают в Бейруте» (1965). В этом жанре снято наибольшее количество кинематографических работ.

Главный стереотип об арабах в мировом кинематографе — это образ террориста

Стереотипное представление об арабах как о террористах — продукт арабо-израильского конфликта, связанный с образом палестинцев. В 1970-х годах международное и американское кинопроизводство не высмеивало традиционный образ арабов, но прилагало явные усилия, направленные на создание образа арабов-террористов. Например, фильм «Чёрное воскресенье» (1977). Следует отметить, что американский фильм «Телесеть» (1976) стал первым фильмом, предупреждающим об арабской атаке, которая ограничила свободу американских СМИ и телестанций.

В начале XXI века стали набирать популярность фильмы об арабах-террористах, представляющих угрозу безопасности международного сообщества. В них снимались очень известные актеры. Однако на Западе подобные фильмы появились не только из-за дурных намерений и невежества, а по большей части из-за отсутствия социального и культурного диалога в отношениях между народами.

Арабы были не единственной жертвой голливудской пропаганды. Иранцы, афганцы, индийцы и многие другие народы также от нее пострадали. В западном кинематографе образ арабов ужесточился из-за конфликта с Израилем.

Обсудить
Рекомендуем